Группа компаний Webcom Media: Минск, ул. Скрыганова, 6а, 4 этаж.

Оптимизация сайта: равнение на белорусские поисковики

«Оптимизация под поисковые системы – это один из наиболее эффективных способов продвижения ресурса в Сети». Эта фраза начала все чаще встречаться в описании видов деятельности, предоставляемых многочисленными интернет-компаниями, которые в последнее время очень активно взялись за продвижение этой услуги на белорусский рынок. Нормой стали заявления о том, что оптимизация выведет сайт на первые позиции в результатах выдачи по запросу в наиболее популярных русскоязычных поисковых системах, таких как Яндекс, Рамблер, Апорт и т.д. При этом белорусские поисковики практически нигде не упоминаются, поэтому складывается впечатление, что все спешат занять место под солнцем, но на чужой территории.

Для тех, кто плавает в ИТ-среде, осознание необходимости оптимизации сайтов под поисковые системы уже давно не является новинкой или данью моде. А большинству тех, кому она нужна, ее волшебная сила практически не известна. Отсюда и малая востребованность в подобной услуге, по-прежнему много нерелевантных сайтов, выдаваемых белорусскими поисковиками,  низкая посещаемость полезных ресурсов, которые трудно отобрать среди информационного мусора, потерянные клиенты, которые не смогли найти сайт, соответственно, низкая эффективность ресурса с точки зрения поддержки бизнеса. И, как результат, тихое разочарование и осознание избитого для многих владельцев белорусских сайтов мнения о том, что Байнет слаб, не раскручен и малоэффективен.

Бум, который происходит в белорусской части Сети в данный момент вокруг поисковой оптимизации, наводит на определенные размышления. Истинность их подтверждается при общении с владельцами ресурсов, которые в данную единицу времени просто-напросто рады их наличию, а дальнейшее усовершенствование  их пока не беспокоит. Как оказалось, большинство владельцев белорусских сайтов совершенно не осознают необходимость проведения оптимизации Интернет-ресурсов под наши поисковые системы.

Поэтому попробуем взглянуть на оптимизацию глазами среднестатистической белорусской компании, которая занимается традиционным бизнесом, имеет на рынке устойчивую позицию, несколько лет назад завела в недрах Всемирной паутины приличный ресурс. Его адрес, красующийся на визитке директора, приносит ему приятное осознание важности некогда проведенного титанического труда по поиску студии, у которой был заказан сайт. Вот казалось бы и есть ставший уже традиционным атрибут продвинутой фирмы, можно и забыть про него. Однако главный момент неосознанно упущен – о доступности сайта никто и не подумал.

Можно заниматься раскруткой сайта с помощью традиционной и онлайновой рекламы, регистрировать в каталогах и поисковых системах, но если в результатах выдачи по запросу сайт окажется на позициях, далеких от первой десятка, то вероятность прихода на него посетителей будет очень низка. Именно через поисковые системы на большинство сайтов приходит около 80% посетителей. Т.о. если компания ориентирована на белорусский рынок, то лучшим методом раскрутки ее сайта будут высокие позиции в наиболее популярных поисковиках и каталогах Байнета: Tut.by, Akavita.by, Br.by, Open.by, Poisk.com.

Невооруженный взгляд на большинство сайтов известных белорусских предприятий и фирм иногда поражает воображение. Множество качественных с точки зрения дизайна и контента сайтов, лежат статичным грузом, посещаемость их очень низка и реальной пользы они не приносят. И не раз руководители подобных компаний ловили себя на мысли, что сайт выполняет не более чем имиджевую функцию. Многие белорусские фирмы тратят огромные суммы на рекламу в специализированных СМИ стран ближнего зарубежья, пытаясь выйти на их рынок, но упускают из виду возможность, которая лежит на поверхности -  сделать сайт доступным. Затраты на оптимизацию сайта в итоге окажутся значительно меньшими, чем систематические траты на проведение рекламных акций. При этом продолжительность эффекта от оптимизации не сравнима ни с какими другими методами раскрутки.

Сейчас сайты многих крупных предприятий, выполненные на хорошем уровне, вытесняются при ранжировании поисковых результатов сайтами менее известных, но более динамичных компаний, которые успешно пожинают плоды проведенной оптимизации под белорусские поисковые системы. Это еще раз подтверждает уже избитую истину о том, что мало иметь сайт, надо иметь эффективный сайт. Однако когда об усовершенствовании  сайта заводится речь с владельцем ресурса, причем, не отходя от браузера, демонстрируются конкретные факты, аргументируется важность и своевременность подобных действий, к сожалению, ничего кроме удивления и подозрительного замечания о том, что за сайт опять придется платить, в большинстве своем не встречается. Поэтому на данный момент нужно проводить массовый ликбез по поводу необходимости и актуальности проведения своевременной оптимизации белорусских сайтов и особое внимание уделять их позициям именно в поисковиках Байнета.

Информация, которая уже существует по этому вопросу, носит чаще всего рекламный характер, что сразу же приводит к частичному неприятию ее смысла. Многие воспринимают ее как очередную дань моде и возможность вытянуть копейку, например, с отечественных предприятий, которые, скрепя сердце, не так давно выделили финансы на «просто сайт». Это еще раз доказывает, что большинство владельцев белорусских сайтов не осознают, насколько бы увеличилась посещаемость и эффективность сайта, будь он более доступен из поисковых систем.

Многие посчитают, что утверждение о том, что белорусские сайты обязательно должны бороться за позиции в наших поисковиках, не столь существенно для того, чтобы принять его во внимание. Ведь продвинутые пользователи знают возможности качественного поиска, предоставляемого Яндексом по белорусскому региону, да и возможностей других поисковиков Рунета при соответствующем построении запроса будет вполне достаточно.

Однако на данный момент нельзя упускать из виду тот факт, что жесточайшая борьба за высокие позиции в белорусских поисковиках уже не за горами. Байнет четко следует тенденциям, которые наблюдались в развитии более продвинутого собрата, т.е. российского региона, несколько лет назад. Тем более, на то, чтобы занять высокие позиции в белорусских поисковиках, сегодня придется потратить намного меньше усилий по оптимизации сайта, чем для достижения подобных результатов на российских системах.

Кроме того, известно, что логика поисковых алгоритмов большинства поисковых машин практически идентична. Количество критериев, которые учитываются поисковиком при расчете релевантности страницы и сложность его поискового механизма прежде всего зависят от его технических мощностей. Да, в этом плане наши поисковики бесспорно слабоваты. Их мощности позволяют учитывать только самые общие факторы, по которым ранжируются сайты. Например, они могут проанализировать число ссылок на сайт, но не полноценно учитывают текст внешних ссылок, который, например, очень важен для более продвинутых поисковиков и, соответственно, повышает качество расчета релевантности страниц.

В связи с этим становится очевидным, что оптимизировать сайт под белорусские поисковики довольно просто. Главное, уделить внимание общим факторам оптимизации, которые характерны для поисковых машин вообще: внутренним и внешним ссылкам, их тексту, выбору и позиционированию ключевых слов, тематической целостности, заполнению нужных тегов и т.д.

Конечно же в процессе развития белорусские поисковые машины будут не только наращивать техническую базу, но и совершенствовать программные компоненты: роботов, индексирующих сайты, базы данных, механизмы выдачи результатов поиска. Неудержимо растущая конкуренция среди подобных ресурсов заставит эволюционно развиваться и наши поисковики. Оптимистический взгляд в ближайшее будущее позволяет настроить владельцев сайтов на то, что белорусские паучки будут приходить  на наши сайты чаще и более систематизировано, а качество поиска значительно повысится. Остается надеяться, что байнетовские сайты не отстанут от  данной тенденции и значительно улучшат не только контент и дизайн, но и будут способствовать корректной работе с ними поисковых систем.

Да, мечтать не вредно. А пока мы находимся в ожидании светлого будущего, будет все-таки полезнее  еще раз осознать важность оптимизации сайта, т.е. возможности сделать его доступнее и ближе для потенциальных клиентов.

И не стоит забывать о том, что если оптимизированный сайт занял достойную позицию среди белорусских сайтов, соответственно, увеличилось число посетителей со всеми вытекающими отсюда благами, то расслабляться еще рано. Постоянный мониторинг сайта, анализ его позиций и корректировка усилий по оптимизации должны стать неотъемлемыми мероприятиями для любого  сайта, который борется за право играть роль эффективного бизнес-инструмента.


x