Группа компаний Webcom Media: Минск, ул. Скрыганова, 6а, 4 этаж.

Контекстная реклама в Беларуси. Показатели и тенденции рынка 2009г.

В условиях финансового кризиса многие прогрессивные рекламодатели стали рассматривать контекстную рекламу как один из самых эффективных инструментов интернет-продвижения. Это объясняется тем, что контекст имеет в своем арсенале ряд сильных конкурентных преимуществ, позволяющих достичь компании своей главной цели – максимизации прибыли и минимизации затрат.

При снижении потребительской активности стратегически важной задачей любого бизнеса является увеличение конечных продаж. Низкая стоимость контекстной рекламы и целевое воздействие на клиента позволяет решить эту задачу на самом высоком уровне. За последний год именно это заставило рекламодателей пересмотреть свой бюджет и перераспределить его в сторону контекста. Результатом стали следующие цифры: в России темп роста данного сегмента интернет-рекламы за 2009 год составил 11%, что в денежном выражении соответствует 11,3 млрд рублей, в Украине – 86% (более 11 млн рублей).

Что касается Беларуси, то здесь рынок контекстной рекламы только начал проявлять свои тенденции к росту. По данным 2009 года он оценивался в $0,9 млн, что составляло 15% от общего объема затрат на рекламу в режиме онлайн. Несмотря на сравнительно низкие показатели по отношению к соседним странам, эксперты прогнозируют существенное увеличение объемов рынка в ближайшем будущем.

В 2009 году лидирующей системой по размещению контекстных объявлений был Яндекс.Директ. Однако стоит отметить, что на текущий момент ситуация несколько изменилась, и Google.AdWords уже составляет ему достойную конкуренцию.

На белорусском рынке Яндекс официально представлен пятью компаниями, среди которых Webcom Media®. Главным преимуществом этой системы перед другими конкурентами является взаимовыгодное сотрудничество с такими сильными белорусскими площадками как tut.by и open.by, а также all.by, av.by, lastochka.by, irr.by, turist.by и пр. Немаловажным является и наличие в своем распоряжении собственной поисковой машины.

Объем рынка Яндекс.Директа отличается высокими темпами роста, поскольку ежемесячная сумма платежей, проходящая через официальных партнеров компании, в 2009 году составляла около $150 000. Это примерно в 10 раз больше, чем в 2008 году. Вместе с тем количество пользователей за прошедший период увеличилось на 113%. Для сравнения, показатели России и Украины оценивались в 55% и 80% соответственно.

Как уже отмечалось выше, основным конкурентом Яндекса является Google. Компания разработала и вывела на рынок такую систему контекстной рекламы, как Google.AdWords. По оценке экспертов, в 2009 году его доля составляла 20% от объемов Яндекс.Директа, что соответствовало $30000 в месяц.

Подавляющее большинство рекламных объявлений Google.AdWords размещается на таких белорусских площадках как telegraf.by, onliner.by, lastochka.by, electroname.com и пр. Высокие доходы компании приносит публикация контекста в поисковой системе Google. Кроме этого, значительное количество белорусских пользователей посещают youtube.com и mobile.de, которые также являются площадками Google.AdWords, поэтому в целом можно говорить об успешном и стремительном  развитии системы в стране.

Наименьшей популярностью в Беларуси пользуется система контекстной рекламы Бегун. В основном, его объявления размещаются на площадке akavita.by.

Лидером российского рынка в прошлому году по аналогии с белорусским также был Яндекс.Директ. На его долю приходилось 78% от общего объема затрат на интернет-рекламу и доход от контекста принес компании 7,5 млрд рублей. Следующими по значимости были Google.AdWords и Бегун.

На рынке Украины верхнюю позицию прочно заняла компания Бегун-Украина, на долю которой приходилось подавляющее большинство участников рынка. Помимо Яндекс.Директа и Google.AdWords украинская интернет-компания МЕТА также сформировала свою клиентскую аудиторию путем размещения объявлений на поисковом портале meta.ua, наиболее посещаемом среди пользователей.

В целом, на развитие контекстной рекламы в Беларуси оказывает влияние ряд факторов, как позитивного, так и негативного характера. К негативным факторам относятся: отсутствие осведомленности рекламодателей о преимуществах и возможностях использования контекста, слабое развитие малого и среднего бизнеса, некоторые особенности белорусского законодательства.

Для решения этих проблем, крупнейшими компаниями в онлайновом бизнесе страны стали активно проводиться различные информирующие и обучающие семинары для маркетологов и руководителей белорусских предприятий. Постепенно государство обратило свое внимание на интернет-рекламу, что уже дало положительный результат – некоторые крупные промышленные предприятия стали использовать контекст в целях продвижения своего продукта на рынке.

К счастью, положительные факторы, стимулирующие рост контекстной рекламы, в Беларуси тоже есть. Одним из определяющих является возросшее число пользователей поисковых систем, которые воспринимают контекстные объявления как помощь, а не как препятствие в решении имеющихся вопросов. Рост количества грамотных посетителей привлекает на рынок рекламные агентства, которые спешат предложить свои услуги потенциальным клиентам.

Немалую роль в увеличении спроса на контекст играет его уменьшение на медийную рекламу. Для пользователей стали очевидны преимущества размещаемых объявлений, такие как оптимальное соотношение цены и качества, получение целевого клиента, гибкость, прозрачность и высокие перспективы.

Но основным положительным фактором, как уже было сказано выше, является мировой финансовый кризис. Сокращая бюджеты на дорогостоящую оффлайн рекламу, многие компании вкладывают свои средства в интернет-продвижение, стимулируя тем самым развитие контекста в Беларуси.

Постоянными клиентами по размещению объявлений в сети являются такие сегменты рынка как строительство, авто, туризм, отдых, деловые и образовательные услуги, финансы и hi-tech. В условиях кризиса, увеличение объемов экспорта белорусских предприятий является стратегически важной задачей, поэтому, контекстную рекламу также следует рассматривать как эффективный инструмент продвижения национальных товаров и услуг за рубеж.

По мнению экспертов, у контекстной рекламы Беларуси высокий потенциал и большое будущее. Это объясняется не только наличием сильных конкурентных преимуществ данного сегмента, но и особенностями белорусского рынка. Благодаря тому, что на данный момент времени он находится на стадии своего формирования и развития, интенсивные темпы роста контекстной рекламы станут нормальным явлением в 2010 году.

Закажите контекстную рекламу в Webcom Media и увеличьте эффективность вложенных в рекламу средств.

x