Любой коммерческий сайт или лендинг должен мотивировать посетителей совершать целевые действия — подписываться на рассылку, совершать покупку, оставлять заявку на обратный звонок и т. д. Если этого не происходит, значит в процессе разработки были допущены ошибки. Пользователей может отталкивать дизайн, неудобная навигация между разделами, медленная скорость загрузки страниц или неинтересный контент. Другими словами, человек закроет вкладку с сайтом и больше на него не вернется, если вы проигнорируете принципы юзабилити.

Что такое юзабилити сайта

Фото: Что такое юзабилити сайта

В переводе с английского usability — это «удобство», «функциональность», «практичность», «возможность использования». Этот термин широко используется в среде разработчиков и вебмастеров, означает уровень сложности интерфейса программы, сайта или приложения. О том, что такое юзабилити сайта, можно сказать простыми словами — это то, насколько пользователям удобен и понятен ресурс.

От удобства сайта зависит вероятность совершения целевого действия. Если у ресурса непонятная и/или сложная структура, многоуровневая вложенность страниц, неудобная навигация, то, скорее всего, пользователь быстро закроет вкладку. Вернуть его на такой сайт вряд ли получится.

Юзабилити сайта оценивают не только посетители ресурса, но и поисковые системы. Команда Яндекса еще в 2011 году сообщила, что научила поиск определять, насколько ресурсы удобны и полезны для пользователей. Вот уже 8 лет поисковая система при ранжировании сайтов учитывает логичность структуры, понятность системы навигации и удобство интерфейса, расположение и объем рекламных материалов. Например, если людям неудобно взаимодействовать с ресурсом, а реклама перекрывает основной контент или затрудняет доступ к нему, то такой сайт будет ранжироваться ниже.

Основные параметры и единицы измерения

Говоря о том, что такое юзабилити, нужно упомянуть об основных параметрах и единицах измерения. У этого понятия есть пять количественных показателей:

  1. Обучаемость — легко ли пользователям выполнить ряд основных задач при первом взаимодействии с незнакомым интерфейсом.
  2. Эффективность — насколько быстро пользователи выполняют основные задачи при повторном взаимодействии с интерфейсом ресурса.
  3. Запоминаемость — как быстро пользователь научиться взаимодействовать с интерфейсом снова, если на время перестанет посещать ресурс.
  4. Ошибки — какое количество ошибок совершит пользователь, будут ли они серьезными и можно ли их исправить.
  5. Удовлетворенность — приятно ли пользователю взаимодействовать с интерфейсом ресурса, удобен и понятен ли он ему.

Помимо качественных составляющих, у юзабилити сайта есть и вполне конкретная единица измерения, которую называют стоимостью взаимодействия. Под этим термином понимают количество физических и умственных усилий, которые приходится прикладывать пользователям, чтобы достичь определенной цели. Стоимость взаимодействия может быть низкой, средней и высокой. Низкая СВ присуждается тому интерфейсу, при взаимодействии с которым пользователь почти не прилагает усилий, чтобы добиться нужного результата.

При проектировании и разработке сайта крайне желательно сделать стоимость взаимодействия максимально низкой. Для этого нужно выполнить комплекс работ — сократить количество кликов до цели, увеличить скорость загрузки страниц, исключить отвлекающие факторы, создать логическую структуру сайта и понятный интерфейс.

Каким должен быть сайт: рекомендации от Якоба Нильсена

Фото: Каким должен быть сайт: рекомендации от Якоба Нильсена

При создании сайтов разной тематики и типа нужно учитывать массу нюансов. Например, решения, которые применимы для корпоративных сайтов, вряд ли приживутся в интернет-магазинах или блогах. Хотя бы потому что эти ресурсы выполняют разные задачи и требуют от пользователей совершения разных целевых действий. Однако, общие рекомендации, которые помогут сделать сайт удобным и полезным для посетителей, все же есть.

Навигация

Крайне желательно сделать на всех страницах сайта одинаковую навигацию. Это поможет пользователям быстрее разобраться в том, как устроен ресурс, и упростит поиск информации. Улучшить навигацию на сайте можно за счет:

Помимо этого, необходимо показать пользователям, что является, а что не является ссылками. Для выделения линков можно использовать подчеркнутый шрифт, отличный от основного контента цвет текста, другой размер шрифта и т. п.

Внутренний поиск на сайте

Фото: Внутренний поиск на сайте

Корректный и удобный внутренний поиск поможет пользователям быстрее найти необходимую информацию. Сделать поиск удобным несложно. Для этого нужно:

Якоб Нильсен считает, что поиск с искусственным интеллектом, который может распознавать любые запросы пользователей, целесообразнее использовать на сайтах, которые содержат более 1 000 страниц. Небольшие ресурсы — от 100 до 1 000 страниц — вполне могут обойтись простым поисковым механизмом. На сайтах, содержащих менее 100 страниц, функцию поиска может взять на себя грамотно продуманная навигация.

Дизайн сайта

Фото: Дизайн сайта

Дизайн должен соответствовать тематике сайта и быть приятным глазу. Для каждой страницы необходимо продумать расположение основных блоков и элементов. Желательно подготовить несколько шаблонов, показать их фокус-группе и определить оптимальный вариант верстки.

Постарайтесь не использовать кричащие цвета. Если они присутствуют в айдентике, то минимизируйте их количество в дизайне ресурса. Например, если элементы фирменного стиля выдержаны в красно-зеленой гамме, не стоит делать на сайте зеленый фон и красный шрифт — можно обойтись небольшим логотипом на всех страницах или применить один из цветов для оформления верхнего меню.

Самостоятельно продумать идеальный для пользователей дизайн сайта у вас вряд ли получится. Чтобы не экспериментировать с мнением потенциальных клиентов, обратитесь к профессионалам. Они подберут несколько вариантов оформления, сверстают макеты страниц и помогут выбрать оптимальный вариант.

Тексты

Фото: Тексты

Текстовый контент — важная составляющая любого сайта. Тексты должны не только закрывать вопросы пользователей, но и быть привлекательными внешне. Именно поэтому необходимо подобрать удобный для восприятия шрифт, кегль и цвет.

Забудьте про яркий фон, контрастные цвета, замысловатые шрифты, радужные предложения и мигающие абзацы — они заставят пользователей побыстрее закрыть вкладку.

Чтобы пользователям хотелось возвращаться на сайт и изучать контент, нужно:

Чтобы задержать пользователей на сайте, добавьте к каждому материалу в блоге блок рекомендуемых публикаций. Настройте его таким образом, чтобы в нем были преимущественно релевантные тексты. Посетители будут вам благодарны за это.

Как улучшить юзабилити сайта: план действий и пять основных правил

Фото: Как улучшить юзабилити сайта: план действий и пять основных правил

Найти типовые ошибки юзабилити в интерфейсе сайта непросто. Полагаться только на собственное мнение, мнение знакомых или родных не стоит, так как оно субъективно. Лучше решать такую задачу следующим образом:

  1. Подобрать фокус-группу. Тестировщиков подбирают в соответствии с портретами ЦА (целевой аудитории) сайта. Например, будет неразумно спрашивать у группы мужчин, насколько удобен и полезен сайт с форумом для будущих мам.
  2. Составить план тестирования. У тестирования юзабилити сайта должен быть четкий план, иначе будет сложно обрабатывать полученные данные. Лучше сформировать список вопросов и задач в соответствии с тематикой и типом ресурса. В плане тестирования интернет-магазина обязательно должны быть такие пункты, как удобство поиска товара и релевантность результатов, добавление и удаление товара из корзины, сложность связи с онлайн-консультантом.
  3. Проконтролировать работу тестировщиков. Специалистам необходимо действовать по плану, но при этом отмечать все недочеты. Глобальные и незначительные ошибки юзабилити нужно зафиксировать.
  4. Исправить выявленные ошибки юзабилити. Недочеты на сайте нужно устранить. Если бюджет ограничен, то каждой ошибке можно присвоить оценку по 10-балльной шкале, а затем начать устранять в соответствии с приоритетом.
  5. Провести повторное тестирование. После исправления ошибок юзабилити необходимо провести повторное тестирование.

Такой цикл повторяют до тех пор, пока все недоработки не будут исправлены. На такие работы, конечно же, понадобится время и деньги. Если вы ограничены в ресурсах, можно пробежаться по пяти основным правилам юзабилити. Результаты будут не такими детальными и точными, но глобальные недочеты вы все же выявите.

Правило № 1: 7 пунктов

Человеческий мозг не способен концентрировать внимание на более чем 5–9 объектах. Яркий тому пример — списки в текстах. Если в них больше 5–7 пунктов, вы начинаете забывать о том, что было в начале этого списка.

О правиле семи пунктов стоит помнить, когда вы проектируете структуру ресурса. Если она будет состоять из множества разделов и подразделов, не связанных между собой логически, то посетители будут путаться, теряться в страницах сайта и уходить с него.

Правило № 2: две секунды

Пользователи не любят ждать. Если страница сайта будет загружаться дольше двух секунд, они, вероятнее всего, закроют вкладку. Постарайтесь увеличить скорость загрузки страниц, достигнув оптимального значения — 1–2 секунды. Порой лучше отказаться от видео в слайдере на главной, отдав предпочтение минималистичному дизайну. Пользователи будут вам благодарны.

Правило № 3: три клика

Пользователи ленивы по природе. Они не хотят делать десятки кликов, чтобы добраться до нужной информации. Чем меньше движений, тем лучше. Идеально, если с главной до любой другой страницы посетители будут добираться за 3 клика.

Правило № 4: закон Фиттса

В 1954 году Пауль Фиттс опубликовал закон, касающийся сенсорно-моторных процессов. В нем он связал время и точность движения, расстояние перемещения. Фиттс считал, что чем дальше или точнее человеку приходится выполнять движение, тем больше усилий и времени он потратит — на выполнение этого движения и его корректировку.

Закон Фиттса часто используют разработчики, проектируя графические интерфейсы. Этот закон помогает определить размеры элементов интерфейса, их расположение и взаимное расположение на странице. В интерфейсах, разработанных с учетом закона Фиттса, пользователи легче ориентируются и затрачивают меньшее количество усилий, чтобы совершить нужное действие.

Правило № 5: перевернутая пирамида

Этот принцип пропагандирует сам Якоб Нильсен. По его мнению, пользователям необходимо давать сначала полезную выжимку или итоговый вывод, затем раскрывать ключевые моменты и другую информацию. Такой принцип подачи контента помогает задержать на сайте тех посетителей, которые привыкли тратить минимум времени на поиск необходимой информации.


Юзабилити сайта — показатель, от которого зависит объем трафика. Если ресурс будет неудобным для пользователей, они это запомнят и, скорее всего, не вернутся на него вновь. Вы упустите не только позиции в результатах выдачи поисковых систем, но и заявки.

Если вы считаете, что у вашего сайта проблемы с юзабилити, и они сказываются на действиях пользователей, обратитесь к специалистам. Они найдут типичные ошибки и недоработки, разработают детальный план действий по их устранению. Вы ничего не теряете — все работы специалисты выполнят только после получения от вас согласия.

назад в раздел
Ежемесячная рассылка статей

Ежемесячная рассылка статей

Загрузка...