Один из важнейших этапов раскрутки сайта — подбор ключевых слов в Яндексе и Google. Рассмотрим, как грамотно собрать семантическое ядро (СЯ): информацию о поисковых запросах и сервисах их сбора, правила группировки ключей и основные ошибки.

Что такое семантическое ядро сайта

Семантическое ядро — это набор слов, определяющих структуру и тематику сайта. СЯ собирают на основе статистики поисковых систем.

СЯ решает минимум три задачи:

Поисковые словосочетания: что нужно знать для сбора СЯ

Правильный подбор ключевых слов для сайта невозможен без базовых знаний о запросах.

Ключевики состоят из 1-3 частей:

Например, запрос «купить ноутбук в Москве» включает в себя:

Ключи делят на высокочастотные (ВЧ), среднечастотные (СЧ) и низкочастотные (НЧ). Они отличаются спросом у пользователей. Количество показов, позволяющих отнести ключи в определенную категорию, не статично — оно зависит от тематики.

В нашем примере о ноутбуках и тело, и тело со спецификатором и хвостом относятся к ВЧ. Если хвост увеличить, получим СЧ:

Скриншот: Поисковые словосочетания: что нужно знать для сбора СЯ

Классификация важна, поскольку около ¾ всех запросов приходится на НЧ. По ним в первую очередь и стоит продвигать сайт.

Скриншот: Поисковые словосочетания: что нужно знать для сбора СЯ

По потребностям запросы делят на такие группы:

При составлении семантического ядра нужно учитывать потребности пользователей и отсекать ключи, не имеющие отношения к вашему предложению. Если вы предлагаете пиццу на заказ, то вряд ли стоит продвигаться по запросу «рецепт пиццы».

На первых этапах продвижения ядро целесообразно собирать из коммерческих НЧ и СЧ. Постепенно, по мере роста позиций, можно будет расширить базу за счет коммерческих ВЧ и фраз иных категорий, включая информационные.

Программное обеспечение для сбора семантического ядра

Рассмотрим основные программные средства для сбора семантического ядра.

Yandex.Wordstat

Бесплатный сервис. Особенности Вордстата:

Скриншот: Программное обеспечение для сбора семантического ядра

Вордстат по умолчанию показывает данные со всеми хвостами и словоформами. Чтобы отсечь хвосты, необходимо основу закавычить («...»). А ограничиться конкретной словоформой поможет «!».

Скриншот: Программное обеспечение для сбора семантического ядра

Совет! Для более удобной работы с сервисом установите расширение Yandex Wordstat Assistant (YWA). С его помощью можно быстро копировать запросы и выгружать их в таблицу. Без «ассистента» работать гораздо сложнее.

Скриншот: Программное обеспечение для сбора семантического ядра

Google KeyWord Planner

Инструмент системы контекстной рекламы Google Ads. Во free-режиме статистика размыта — показывается диапазон частотности. Чтобы уточнять данные, придется ежемесячно пополнять рекламный счет на сумму от $10.

Скриншот: Программное обеспечение для сбора семантического ядра

GKP рационально использовать для сбора СЯ под Гугл и для того, чтобы получить более обширную семантику под оба поисковика. В поисковую форму можно вставлять запросы как поочередно, так и группой. Рекомендуем одновременно работать с 1-3 запросами — в этом случае Keyword Planner показывает значительно больше тематических ключевиков. При групповой схеме сервис скрывает часть запросов.

Поскольку это инструмент контекстологов, он позволяет узнать приблизительную стоимость клика по релевантному объявлению. SEO-специалисты могут использовать эту информацию для оценки конкурентности и коммерческой эффективности запросов.

Системы аналитики поисковиков

Углубить СЯ помогут Google Search Console и Яндекс.Вебмастер. В сервисе Гугл во вкладке «Поисковый трафик» необходимо выбрать отмеченный пункт. Чтобы увеличить охват ключей, следует поставить галочки, как на скриншоте:

Скриншот: Системы аналитики поисковиков

Яндекс предлагает несколько вариантов получения семантической базы. Например, с помощью инструмента, который продемонстрирован на скриншоте. Доступна семидневная статистика.

Скриншот: Системы аналитики поисковиков

Для существующего веб-ресурса используйте Google Analytics и Яндекс.Метрику. Они подскажут семантику, приводящую трафик на страницы.

Скриншот: Системы аналитики поисковиков

Google Analytics

Скриншот: Системы аналитики поисковиков

Яндекс.Метрика

Key Collector

KC — это платная многофункциональная программа. Чтобы собрать ключи для небольшого сайта, можно обойтись и без нее. Но для сбора семантического ядра для интернет-магазина потребуется профессиональный инструмент.

KC собирает базу с помощью Вордстата, а статистику — в дополнительных сервисах. Используя программу, можно:

Скриншот: Программное обеспечение для сбора семантического ядра

KC в разы ускоряет работу по сбору многотысячной базы. По сути, это набор инструментов, каждому из которых отыщется бесплатная альтернатива. Но для большинства SEO-специалистов это программа из серии «must have».

Rush Analytics

Платный сервис, собирающий и группирующий по смысловым кластерам ключи. Есть возможность бесплатно потестировать систему в течение двух недель. RA собирает запросы из Вордстата и позволяет настраивать поиск с помощью уточняющих операторов. Полученные ключи можно выгружать в таблицы.

Скриншот: Программное обеспечение для сбора семантического ядра

Serpstat

Платный онлайн-сервис, который подходит и для оптимизаторов, и для PPC-специалистов. Serpstat дает возможность:

Скриншот: Программное обеспечение для сбора семантического ядра

Готовые базы

Для создания семантического ядра можно воспользоваться готовыми базами. Большинство из них платные (База Пастухова, MOAB), но есть и «альтруисты» (Букварикс) с урезанными возможностями.

Скриншот: Готовые базы

Интерфейс Базы Пастухова

Преимущества этого решения — в удобстве и скорости работы. Если, например, Key Collector многотысячное ядро может собирать часами, то здесь все быстрее. Но при «базовом» сборе теряется значительная часть запросов. Ежедневно пользователи оригинально формулируют вопросы в поиске, поэтому в подобных базах их нет.

Сбор семантического ядра

Сбор СЯ выполняют в три этапа.

Сбор запросов-масок

Первый шаг — определить базовые запросы. Используют здравый смысл, структуру сайта (если есть) и площадки конкурентов, на которых можно подсмотреть идеи. Например, если компания занимается бурением скважин, то упрощенный стартовый список фраз может выглядеть так:

Скриншот: Сбор семантического ядра

Эти слова и словосочетания будут относиться к высоко- и среднечастотным ключам и отражать лишь небольшой процент реального списка тематической семантики. Поэтому базу следует расширить.

Расширение СЯ

На этом этапе прибегают к помощи одного или нескольких описанных сервисов. В качестве примера возьмем бесплатный Яндекс.Вордстат.

Фразы из базового списка необходимо поочередно скопировать в Вордстат. Слева окажутся «хвостатые» ключевики. С помощью Yandex Wordstat Assistant следует скопировать все или наиболее подходящие слова. Справа Яндекс предлагает похожие запросы — часть из них тоже можно или нужно добавить в список.

Скриншот: Сбор семантического ядра

Важно! Вордстат показывает до 2000 «хвостов» по одной маске. Необходимо вручную просмотреть все и скопировать подходящие. Один лишь базовый список дает многие тысячи расширенных фраз, а ведь он дополняется ключами из правой колонки. Несложно представить объем работы. Поэтому для сбора полноценной семантики рекомендуется использовать профессиональные инструменты (например, Key Collector). Но для сбора небольшой базы Вордстата вполне хватит.

После проработки базового списка собранные ключи необходимо выгрузить из YWA в таблицу (Excel или аналог).

Скриншот: Сбор семантического ядра

Пример семантического ядра («сырого»)

Чистка ядра

На последнем скриншоте пара десятков фраз, но на самом деле их будет в десятки или сотни раз больше. Среди них окажется много мусорных ключей — их необходимо удалить. Как составить семантическое ядро, очищенное от лишних слов, и по каким критериям выполнять чистку?

Из чернового списка необходимо удалить:

Под нож придется пустить и информационные запросы, если вы занимаетесь коммерцией. Но удалять их не нужно — впоследствии, вы, вероятно, будете использовать их как часть контент-стратегии и источник идей для статей. Рекомендуем сохранить эти ключи отдельно, сформировав параллельное ядро.

СЯ почти готово — осталась группировка.

Кластеризация запросов семантического ядра

Кластеризация семантического ядра — это группировка словосочетаний в группы по смысловому признаку. На выходе должна получиться структура с несколькими уровнями. На верхнем — фразы, полученные на стадии сбора высокочастотных масок. Ниже — ключи, обычно полученные путем автоматизации.

Скриншот: Кластеризация запросов семантического ядра

Пример структуры кластеров категории «Бассейны»

Внутри одного кластера — лишь смысловые синонимы:

Скриншот: Кластеризация запросов семантического ядра

Наиболее качественную кластеризацию делают вручную. Но если ядро очень большое, используют автоматику. Например, в Rush Analytics можно выбрать тип группировки и указать частотность. Сервис взимает плату за каждый кластер.

Скриншот: Кластеризация запросов семантического ядра

Мы выяснили, как составить семантическое ядро сайта, но что с ним делать дальше? Сгруппированная семантика помогает создать или скорректировать структуру веб-ресурса. Это отдельная тема, но здесь нужно отметить, что в процессе структуризации, скорее всего, придется вручную корректировать и СЯ. Какие-то кластеры, сформированные программой, будут содержать разнородные, с точки зрения семантики, фразы. Другие группы, наоборот, останутся неполными — за бортом окажутся ключи, которые будут напрашиваться в кластер.

Более того, со временем СЯ необходимо будет расширять — это постоянный процесс. Мы уже упоминали, что каждый день пользователи обогащают оптимизаторов все новыми запросами, поэтому на этом этапе вы собрали стартовую (пусть и основную) семантику.

Основные ошибки при сборе СЯ

Игнорирование НЧ и ВЧ. Минимальная частотность — не повод отказываться от ключевиков. Использование НЧ — хороший способ попасть в ТОП. То же касается и ВЧ. Возможно, по популярным ключам вы и не окажетесь на верхних позициях, но они все равно дадут трафик.

Отказ от ручной работы. Полная автоматизация сбора семантического ядра сайта — это база с большим количеством мусора. Программы пока не могут полностью заменить человека с его аналитическими способностями.

Расчет на формулы. Если при оценке запросов полагаться на SEO-математику, можно отсечь много полезных ключей. Рациональнее смотреть на ядро, с точки зрения маркетолога и контент-стратега.

Сбор максимального количества ключей. Обширная семантика, собранная с помощью различных сервисов — это хорошо. Но на старте вполне может хватить фраз, полученных из одного-двух источников.

Как подобрать ключевые слова для сайта: самостоятельно или руками специалистов?

Чтобы составить семантическое ядро, необходимо потратить много времени. Качественно разгруппированная семантика, которую потом можно будет использовать для результативного продвижения — это вопрос не десяти минут. А часто и не одного дня. К тому же, большинство сервисов и программ платные. А без них собрать полноценное ядро не выйдет.

Но как сделать семантическое ядро, если все настолько непросто? На самом деле работа не так и сложна — это вопрос опыта и целесообразности. Без багажа навыков и умений семантика получится размытой. Без денег база ключей окажется урезанной. У специалистов же есть и знания, и средства для того, чтобы собрать и эффективно проработать запросы. В помощи профи есть и финансовый, и технический смысл — в конечном итоге это просто дешевле. СЯ — это фундамент, на котором строят все остальное. Ну а все знают, что без прочной основы надежной постройки ожидать не приходится.

назад в раздел

Читайте статьи по теме:

Ежемесячная рассылка статей

Ежемесячная рассылка статей

Загрузка...