Группа компаний Webcom Media: Минск, ул. Скрыганова, 6а, 4 этаж.

23.04.2015

Разговор с совестью на Неделе Байнета. День первый - разработка.

Тайный спикер: «Непрофессионализм – главная болезнь отрасли».

Анонимный спикер, вышедший в глухом капюшоне и севший в кресло спиной к залу, сказал лишь, что он в отрасли с 2000 года, был на стороне заказчика и исполнителя, готов рассказать, «как оно есть на самом деле».

– Что больше всего повергло в шок как самый неадекват?
– Неадекватность с обеих сторон. Непрофессионализм везде.
Пример из практики. Большая компания, сеть суши-ресторанов, до 10% продаж получает из интернета.  Разработка нового сайта. Владелец (ремарка: его потом убили) показывал разработчикам сайты крупных компаний типа Пумы и Мерседеса как референсы (образцы), чтобы взять «все как у них», сделать свой сайт и получать конверсию на уровне старого сайта. При таком подходе (посмотрите, как у них красиво) работать невозможно, образцы непрофильные, прикручивать их красивости без четкого плана бесполезно. После 2 лет разработки вышло что-то странное.

– Сколько зарабатывают студии, какова маржинальность в отрасли?
– Обычно студии накручивают на каждые 100 рублей еще 400 рублей (спикер оперирует в примерах российскими рублями). При всех расчетах надо помнить о налогах и прочих обязательных выплатах, о больничных, праздниках и отпусках. Так что умножать на 4 – это норма.
У хороших компаний 20% рентабельность, не выше. И надо помнить, что разработка – это процесс длительный, да еще плюс сервис на несколько месяцев.
Основная беда в этой области – часто студии вырастают из пары друзей-фрилансеров, у таких владельцев обычно нет бизнес-образования, им не хватает опыта и знаний, чтобы мыслить масштабно и строить бизнес с перспективой.
Демпинг в отрасли идет от маленьких компаний, не умеющих считать себестоимость и общаться с клиентом. Порочная практика: сделать клиенту сначала дешевый проект и рассчитывать заработать потом на дорогом проекте – это не выйдет, так не бывает.

– В разработке нельзя сделать конвейер? В SEO это самое лучшее решение, а тут?
– Нет, конвейер получился только у одной российской компании, а вообще такую услугу – разработка сайтов – на конвейер не поставить, она всегда индивидуальна.

– Вы встречали практику откатов?
– Да, конечно. Раньше в основном были просто деньги. Если деньги неинтересны, есть другие схемы. Например, снимают клубы для вечеринок важных клиентов, причем по полной (подчеркнуто интонацией) программе.

– Чем отличается студия от диджитал агентства?
– Ничем. Это проявление безграмотности. Диджитал – так называют все подряд, но такого понятия нет. Есть оригинальное название «диджитал маркетинг» – его переводят у нас как «интерактивный маркетинг», а слово «диджитал» ушло в свободное плавание.
От добавки «диджитал» ничего не поменялось, просто вывеска стала модной.

– Проблема адекватности программистов. Где взять адекватных?
– Не надо бояться увольнять. На рынке всегда можно найти интересного вам работника. Практика показывает, что настоящий профессионал всегда себя недооценивает (этим надо пользоваться).
А вообще – зарплаты в ИТ раздуты – по всему СНГ. Они неоправданно высоки.
Еще проблема: у нас много работают на РНР. В мире РНР-шник – это школьник, начинающий, то есть наши супер-оплачиваемые спецы на самом деле – детского уровня. РНРшники идут в веб, а задачи тут рутинные и скучные, поэтому большая текучка – они уходят в Варгейминг, EPAM, Яндекс и т.п. В вебе остаются только неудачники, которых не берут в крупные компании.

– Если студия компетентна, а клиент нет, студия вынуждена делать работу за клиента. Как с этим быть?
– Да, это больная тема – неумелые директора/менеджеры по маркетингу, не готовые к интернет-процессам. Они отлично справляются в офлайне, но ничего не знают о механизмах рекламы в интернете. Это боль.
Поэтому в студиях должны быть специалисты по управлению клиентами – чтобы управлять их ожиданиями и строить коммуникации.
Я за время своей работы «уволил» 7 директоров по маркетингу в крупных компаниях. Например, в одной фирме менеджер студии обратился к директору через голову маркетера, и директор задался вопросом «Зачем мне этот почтальон? Письма я и сам могу открывать».

– Вопрос из зала: ТОП некомпетентных заказчиков
– Нет, не будем сдавать. Всё меняется.

– Еще о некомпетентности
– Очень рекомендую разработчикам почитать ГОСТ 1985 года про разработку ПО для ЭВМ. Там описано все, все процессы проектирования, вплоть до визуализации. Не надо работать так, будто вы первые разработчики в истории, надо пользоваться наработками.

– Поговорим об уловках развода клиентов
1. Демпинг, выкатили самую низкую цену, получили заказчика. Начали делать проект, потом начинается накрутка цены на доработки, дополнительные функции и т.п., в результате проект вытаскивают на заранее рассчитанную цену.
Надо понимать: даже по четко написанному ТЗ можно сделать и конфетку, и какашку. Поэтому придется платить.
2. Написать такой код, с которым не сможет работать другой программист. Без комментов, запутанный и неясный. Тогда просто не получится перейти к другому разработчику без заметных потерь по времени и деньгам.
3. Использовать свои системы управления сайтом вместо общедоступной платформы. Написать софт, с которого невозможно «слезть» без высоких рисков.
Например, вы хотите сменить подрядчика, надо менять платформу, это большой простой, большие трудозатраты, большие финансы. Не все могут себе это позволить.

– Что будет с бизнесами, которые не будут внедрять новые технологии? Или это индивидуально – можно не спешить?
– Конечно, все будут в онлайне.
У нас клиенты всегда ждут, как кто-то сделает первым, а потом идут за ними. Тиньков с интернет-банком был первым, посмотрите, сколько их теперь.
Это заблуждение, что все ваши клиенты ищут низкие цены. Все хотят адекватный сервис за адекватные деньги.

– Как ты относишься к Артемию Лебедеву и вообще трендам упрощения дизайна.
– К дизайну я вообще никак не отношусь. Если это работает, пусть работает, даже если будет выглядеть страшно.
Это очень неправильно, говорить «мы создаем сайты». Надо не создавать, а разрабатывать. Разработка и проектирование – это не творчество, не создание. Это совсем другие работы. О проектировании начали говорить только последние 5 лет, раньше всё «создавали». А это есть в ГОСТе, напомню, 1985 года. Надо учить азы профессии.

– Как клиенту слезть с иглы разработчика?
– Купить программиста. Купить разработчика.
Или зажмуриться на риски и выбрать нового партнера.

Предлагаем также ознакомится с полной видеоверсией «разговора с совестью» первого дня Недели Байнета.


x