Группа компаний Webcom Media: Минск, ул. Скрыганова, 6а, 4 этаж.

25.03.2014

Людмила Киселева, IMСREDO: «Большинство белорусских компаний до сих пор не рассматривают интернет как выгодный канал для развития экспорта».

Интервью с Людмилой Киселевой, директором по развитию компании IMCREDO. «Что ищут иностранцы о Беларуси? Где находятся Беларусь и Минск, девушки, история».

Людмила, вы более 9 лет занимаетесь интернет-маркетингом, компания Имкредо cуществует 3 года. Изменилось ли за это время отношение белорусских компаний к продвижению за рубежом?

Если ответить коротко – то скорее нет, чем да. На самом деле, емкость рынка пока настолько невелика, что сложно говорить о каких-то тенденциях. Даже если и происходят какие-то изменения, они не носят масштабного характера. Безусловно, есть все-таки движение, входящие запросы стали приходить чаще, но их общий объем все-таки мал. Пока услуга продвижения за рубежом так и не получила широкого спроса среди белорусских клиентов. Мы связываем это с общим состоянием рынка и с тем, что наши потенциальные заказчики – это все-таки новаторы, а их в любом случае немного относительно общего объема рынка. И если услуги продвижения на родном рынке (SEO, контекстная реклама) – это уже вполне «мейнстрим», то переход к интернет-продвижению на зарубежных рынках – пока очень новаторская история. И пока ее примет большинство, пройдет еще не менее 3-5 лет. Пока массового спроса на эту услугу нет, несмотря на то, что и частный, и государственный бизнес вовсю стараются ориентироваться на экспорт. Большинство белорусских компаний до сих пор не рассматривают интернет как выгодный канал для развития экспорта. Это не может не огорчать.

Получается, как такового спроса нет. А как компании реагируют на предложение? Насколько выход за рубеж вообще интересен белорусскому бизнесу?

Мы не ведем агрессивной продажной политики, не устраиваем холодных обзвонов. Все-таки стараемся работать с теми, кто уже приходит к пониманию полезности нашей услуги для своего бизнеса. Вообще есть две категории клиентов . Одни - те, кто понимает эту ценность для себя и четко осознают ту выгоду, которую им принесет продвижение за рубежом. На начальных этапах работы с такими клиентами не встает вопрос «зачем это вообще надо», а скорее идет обсуждение конкретных действий, подбор инструментов, выстраивание стратегии. У тех же, кто пока не понимает, как именно он сможет монетизировать свой сайт, реакция на предложение как правило отрицательная, в связи с все же более высокой стоимостью услуги и более длительными  процессами и сроками достижения результатов, чем в Рунете или Байнете. Конечно, предпочитаем работать с теми, у кого продвижение за рубежом посредством интернета – важная часть общей маркетинговой стратегии, где есть четкие цели и понимание бизнес-полезности. Им не надо что-то доказывать, у них есть сформированная потребность, которую мы качественно закрываем.

По вашему опыту, подключают ли белорусские компании при выходе за рубеж офлайн-каналы?

Все зависит от того, в какой стадии находится бизнес. Если это стартап, или просто бизнес, который хочет прозондировать потребность в его товарах или услугах за рубежом – то, конечно, он ограничивается онлайн-активностями, т.к. это отличная возможность провести некое исследование спроса, найти дилерские контакты. Запуск пилотной кампании не слишком затратен и позволяет избежать дорогостоящих ошибок.

Бизнес, который уверен в своей востребованности за рубежом, конечно, может подключать и офлайн. Понятно, что здесь расходы вырастают в разы.
С интернета начинать проще,  дешевле и быстрее. Можно проверить свои маркетинговые гипотезы, оперативно скорректировать стратегию и достаточно быстро начать получать отдачу.

Что вообще иностранцы ищут о Беларуси? Какие тематики востребованы?

По большей части это информация про то, где находятся Беларусь и Минск,  девушек, историю. Отдельное место занимают некоторые белорусские бренды, так, в топе по популярности у англоязычных пользователей  среди новостей и погоды – слова «Belavia» и «Belarus tractor».

В целом интерес к Беларуси и Минску растет с каждым годом, инструмент Google Trends позволяет увидеть эту динамику:



Синим на графике отмечены запросы, связанные со словом «Belarus», красным – со словом «Minsk».

Но здесь я не могу не отметить в целом плачевное  состояние иноязычных версий белорусских ресурсов. К сожалению, в абсолютном большинстве они действительно в удручающем состоянии – ошибки, недостаточная, обрывочная, устаревшая информация. И практически общая для всех проблема – отсутствие внятной информации для потенциальных партнеров за рубежом. Т.е. даже пробравшись через все тексты, заинтересовавшись компанией, потенциальный партнер не может найти, как же ему наладить сотрудничество. Отсутствуют контактные данные, формы обратной связи и т.д.

Какие 5 шагов вы бы порекомендовали сделать интернет-маркетологу белорусской компании, задумавшейся о продвижении на зарубежные рынки?

Я бы даже начала с нулевого этапа. Шаг номер 0 – не бояться пробовать. Это действительно не так дорого и сложно, как может показаться на первый взгляд.
И тогда можно уже двигаться по плану.

Первое – согласовать с руководством компании бюджет на продвижение за рубежом. Это отправная точка, без четкого понимания верхней и нижней планки бюджета нет смысла двигаться дальше.

Второе – определиться с приоритетными продуктами для продвижения. Здесь нам нужна матрица рынок-продукт-услуга, чтобы не размывать цели и сфокусироваться на действительно полезных действиях.

Третье – сконцентрироваться на наиболее подходящих для бизнеса каналах продвижения, не рассеивать ресурсы. Тот же SMM – хоть и модная услуга, но явно не первая в списке полезных действий для B2B-бизнеса, начинающего завоевывать новые рынки.

Четвертое – подготовка текстов сайта. Я же говорила об этом, но хочу еще раз отметить, что вся важная информация должна быть актуальной и представлена в полном объеме на хорошем грамотном языке. Несмотря на то, что англоязычные версии сайта есть у многих компаний, здравого смысла им зачастую недостает. Для меня до сих пор загадка, почему ситуация настолько ужасающая, но я надеюсь, что постепенно мы будем это менять.

Пятое – грамотно спланировать внутренние ресурсы. Любые действия по продвижению потребуют внесения определенных корректировок на сайте, а также участия маркетолога в принятии решений. Поэтому для того, чтобы работы шли эффективно, важно, чтобы сторона клиента была также заинтересована в успехе и могла сотрудничать с нами. Отсутствие координатора на стороне клиента – это большая беда. Мы не волшебники, и прекрасно понимаем, что многое зависит именно от заинтересованности клиента, его готовности адекватно работать с бюджетом, оперативно принимать решения и «болеть» за успех всего дела.

x