Группа компаний Webcom Media: Минск, ул. Скрыганова, 6а, 4 этаж.

05.03.2014

Никита Семенов: «Любой проект электронной коммерции должен делать упор на конверсию, средний чек и лояльность покупателей»

Накануне конференции основатель и генеральный директор компании «SECL GROUP» Никита Семенов, который будет представлять свой доклад в первый день «Недели Байнета», рассказал, чем отличаются китайские интернет-магазины от локальных, и почему через 5-10 лет электронная коммерция станет более социализированной.


 – Что сейчас происходит в сфере электронной торговли на Украине?

 – В последние несколько лет рынок электронной коммерции в Украине непрерывно растет. Темпы очень внушительные, в прошлом году рынок вырос на 30%. В основном рост идет за счет новых сегментов, таких как одежда или продукты питания. Насыщенные сегменты, такие как бытовая техника, тоже растут, но немного. Конкуренция уже серьезная, в последние годы появилось много сильных нишевых магазинов, но войти на рынок до сих пор можно и, я думаю, в ближайшие несколько лет мы увидим еще несколько новых сильных игроков.

 – А с какими проблемами чаще всего сталкиваются владельцы интернет-магазинов?

 – В основном, это проблемы с сервисом и логистикой. Наш бизнес до сих пор не очень хорошо умеет выстраивать сервис, а ведь именно от него в высококонкурентном мире зависит лояльность покупателей. С логистикой проблем меньше, в основном они начинаются в том случае, если бизнес пытается выстроить свою собственную службу доставки или же попросту только начинает. Кроме того, магазинам не хватает автоматизации бизнес-процессов, что тоже тормозит развитие.

 – В чем специфика продвижения интернет-магазина, по сравнению с другими интернет-проектами?

 – Любой проект электронной коммерции должен делать упор на конверсию, средний чек и лояльность покупателей. Поэтому тут стоит рассматривать два глобальных этапа: привлечь покупателя впервые и сделать его постоянным. Как привлекать покупателя знают многие, а вот как из него сделать постоянного клиента – единицы. Парадокс в том, что второе для магазина важнее, а занимается этим мало кто.

Очень важно высчитывать, сколько магазин готов тратить на покупателя, а также стоимость привлечения покупателей по разным каналам. Может оказаться, что, например, покупатель, приведенный с помощью SEO, стоит 0,1$, а с помощью контекстной рекламы – 0,5$. Естественно, при правильном управлении маркетинговым бюджетом его можно расходовать очень эффективно, ведь у нас есть Интернет, и мы можем почти все высчитать. Да и вообще, в сфере электронной коммерции статистика и аналитика играют крайне важную роль.

 – А в чем основные сходства и различия локальных интернет-магазинов в сравнении с американскими или китайскими, например? Если есть успешные и проверенные  зарубежные модели, почему их не используют? Менталитет другой или культура потребления?

 – Сложный вопрос. Говорить о том, что мы принципиально разные, нельзя. Сегодня в Украине покупают как в локальных магазинах, так и в зарубежных. При этом доля зарубежных магазинов быстро растет, но местные игроки не считают конкуренцию с ними серьезной.

Отличаются в основном сайты и сервис. Например, в китайских магазинах часто много рекламы и ярких мигающих баннеров. Клиент в сервисе западных магазинов уверен, в сервисе местных – далеко не всегда.

При разработке сайтов наши местные бизнесы часто просят буквально копировать сайты крупных западных бизнесов. Я всегда отговариваю и предлагаю брать только часть идей. Например, наши пользователи привыкли, что в шапке есть большой телефон, в магазинах США такого нет. Нужно находить золотую середину в любом опыте. Менталитет местных жителей очень важно учитывать, не все бизнес-модели, которые успешно работают на западе, будут также успешно работать у нас.

 – Какими в будущем станут интернет-магазины? Сможете спрогнозировать тренды на 3-5 летнюю перспективу?

 – Тренды – моя любимая тема. В ближайшие несколько лет мы увидим усиление конкуренции, почти все основные ниши будут заполнены, а за усилением конкуренции последует улучшение сервиса, как инструмента конкурентной борьбы. Мелкие магазины постепенно будут вымирать под давлением крупных игроков. Сайты и внутренние системы будут становиться все более технологичными и сложными.

Через 5-10 лет, думаю, магазины сильно изменятся в сторону социализации. То есть превратятся в смесь социальных сетей и торговых площадок. Тенденция потихоньку уже идет. Это отзывы, оценки-рейтинги, персонализация, интеграция с социальными сетями, сервисы коллективных покупок и т.д. Но все тенденции сейчас пока не меняют облик магазинов глобально, это в основном косметические дополнения к стандартной бизнес-модели. Я говорю про проекты нового типа. Вспомните, как мы сейчас в оффлайне делаем покупки. Как мы звоним друзьям и спрашиваем, где можно купить ту или иную вещь. Как мы советуемся с близкими, какой бренд выбрать лучше. Как мы читаем о товаре, прежде чем окончательно его купить. Мы, так или иначе, социальные существа, все наши покупки построены на социальности и поэтому, возможно, прямо сейчас кто-то делает проект нового типа, на стыке социальных сетей и электронной коммерции, который позволит производить все те же действия, которые мы делаем сейчас в оффлайне, только значительно быстрее и удобнее.
x