Группа компаний Webcom Media: Минск, ул. Скрыганова, 6а, 4 этаж.

03.03.2014

Андрей Травин: «Байнет такой маленький, что не может себе позволить быть флегматичным!»

Андрей Травин (Openstat) рассказал, как был уволен первым интернет-миллиардером и почему нужно быть на всех 4-х днях «Недели Байнета».

– Читали ваши стихи. Кто ваш любимый поэт? Что вас сейчас вдохновляет?

Мои любимые поэты пришлись на начальные буквы алфавита: Бродский, Брехт, Брассанс, Высоцкий, Гарсия Лорка, Гумилев, Евтушенко. Есть еще поэты почитаемые, но не читаемые: Лермонтов, Левитанский, Саша Черный, Слуцкий, Солодовников. В новом веке взошла звезда Андрея Родионова, но и не более. Остается либо ждать, когда созреет Верочка Полозкова, либо вообще махнуть рукой на современную поэзию.

Еще студентом я исполнял песню на стихи Максима Танка «Готика святой Анны», но до недавних лет белорусской поэзии для меня не существовало. В последние дни 2010 года я оказался на концерте протеста против ареста Владимира Некляева. Тогда же никто не понимал, что так было надо! Это только из сегодняшнего дня стало понятно. А тогда просто разные известные люди в Москве всколыхнулись: «В Минске поэтов бьют»! Помню, передо мной в зале сидел актер Александр Филиппенко, который сделал мне замечание за фотографирование. Однако Некляева я и как автора стихов посмотрел. Все же не стоило подавать его на «Нобелевку»… А понравился мне из белорусских поэтов «уютный» Адам Глобус – я уже опубликовал в блогах восемь своих переводов. Ну и «Грай» «Ляписа Трубецкого» – тоже поэзия, настоящая.

Благодаря Интернету пара моих зимних стихов («Когда лапы ложатся так мягко на снег» и «Когда меня холодный страх») стали почти народными – у них более трехсот перепечаток на двоих, обычно без авторства. Но они оба были написаны 22 (!) года тому назад. В конце 90-х вдохновляла эйфория начального освоения Интернета, в нулевые – «Живой журнал» и люди из него. В своей самой легкомысленной песенке, которая в 2006 году была записана «как есть» на квартире Дмитрия Завалишина (travin.msk.ru) есть слова: «И когда все наши мысли поглотятся небом, когда станут наши сайты прошлогодним вебом, станет зрелищем всё то, что нам казалось хлебом, я не скажу, что не был...». В то время начал записывать черновики для альбома «Живой журнал» (blogs.privet.ru), потом бросил записывать, затем – бросил писать песни, писать дневники, и, наконец, вообще думать об этом. Так что все оно и осталось там, где прошлогодний веб и прошлогодний снег.

А «Дух живет, где хочет» и, кажется, что сейчас он живет в испаноязычной песне. Короче, сейчас занимаюсь только переводами песен с романских языков, вот пара примеров: из Сезарии Эвора (7iskusstv.com) и из Хоакина Сабины (translatesong.livejournal.com)

– Читали ваше эссе о Гае Кавасаки, евангелисте Аpple. Вам близок его подход?

В середине девяностых Аркадий Морейнис ввез в Москву книжку Кавасаки «The Macintosh Way», которую я у них в офисе с интересом полистал (в Сети ее нет, и никогда не было, не считая «Амазона»). Почти сразу стал применять на практике – стал главным в Рунете «евангелистом» движения интернет-кафе. И эссе о Кавасаки было у меня в разные годы целых три штуки. Его принцип «легендирования», необходимости личного и корпоративного мифа – очень близок, прямо как своя рубаха. А вот из самих мифов, которые дошли до нас из восьмидесятых, мне подходит не «яблочный» миф (никакой их продукцией я не пользуюсь), а придуманный Траутом и Левинсоном мифический «партизанский маркетинг».

– Каких принципов придерживаетесь в работе? Что, по-вашему, залог успеха проекта?

Для краткости назову лишь принцип универсализма. В маркетинге попробовал, кажется, всё, в хронологическом порядке: копирайтинг, SMM, маркетинговые войны, пресс-релизинг, евангелизм, медийную рекламу, корпоративный блогинг, маркетинговые исследования, оптимизацию сайтов, SMS-маркетинг, промо-флэш-игры, онлайн-конкурсы, контекстную рекламу, аналитику, юзабилити, конкурентный анализ, инфографику. Мне это «аукнулось» не раз. Работодатель же обычно хочет, чтобы «каждый сверчок знал свой шесток». А израильский бизнесмен Джозеф Авчук, больше всех ($25 млн.) «поднявший» в Рунете на первом интернет-пузыре, меня просто выгнал (из Апорта) за универсализм, предпочтя взять на мое место четырех узконаправленных. А от Тимофея Бокарева из Promo.ru я и сам ушел, беззлобно мотивировав метафорой: «Человек – многострунный рояль, работа обычно играет на нем в пределах одной октавы, но я не хочу, чтобы на мне годами играли на одной клавише».

Однако я еще совсем не умею делать посев, и вообще вирусный, партизанский и сарафанный маркетинги. Поэтому на эти темы я охотно читаю доклады. Но не как хрестоматийный дурак, которые не любит учиться, а любит учить. А просто пытаюсь таким способом приобщиться к ремеслу, «зацепиться» за эти инструменты.

А принцип для интернет-проекта... давайте тоже один.

Смотрите: в копирайтинге есть правило – если у тебя есть одна мысль,  скажи ее и не показывай, что у тебя их сто, потому что если дать сто разных указаний, я не пойму, куда идти. В газетах формула «один текст – одна мысль» требуется самим форматом. Я считаю, что и в стартапах она также потребна, но только тут:  «один новый сайт – одна новая функция». Все остальное – лишь в случае успеха, существенно потом.

– Как вы оцениваете текущие тренды? Что интересного произошло за год?

Прямо с этого года ожидается вот такая мода:
– Малые приложения (пример из недавнего времени – отдельный чат в Facebook).
– Мобильные системы обмена мгновенными сообщениями (в том числе от азиатских производителей).
– Интернет-сервисы, территориально приближенные к клиенту (зайти в магазин рядом с домом и забрать товар, заказанный через Интернет).
– Шифрование, децентрализация и Off-the-Record Messaging.
– Hadoop.
– Масштабное использование DPI-логов и защита от такого использования.
– Автоматическая расшифровка автоматического прогноза (пример: не просто фактор риска невозврата долга 4%, а расшифровка причин, почему такая оценка).
– Отложенный просмотр видео.
– Вообще технологии, подчиняющиеся законам шоу-бизнеса, или производство интернет-сервисов в стиле Голливуда (вброс начального продукта; затем, если понравилось потребителям, то  продолжение; и необходимость вовремя остановиться в случае регулярного продолжения).
– 30 лет машинного обучения увенчаются тем, что оно станет трендом с нынешнего года (пример: система управления интернет-магазином сама определяет, исходя из истории отношений, какую скидку предложить конкретному клиенту, чтобы заставить его купить прямо сейчас).
– И еще: если запросить в Google Trends выражение «big data», то получится, что оно уже с 2011 года – важный тренд. А где это все? В моем докладе будет. Но вообще «больших данных» везде у нас еще мало.

– Чего ждете от Недели Байнета и какой, по-вашему мнению, идеальный формат конференции?

Мы в Openstat каждый месяц исследуем 4,25 млн. доменов Рунета, Байнета и Уанета. И из них только 90 тыс. – белорусские. Это более или менее соответствует соотношению количества населения «трех сестер». Но если в абсолютном выражении Байнет такой маленький, он не может себе позволить быть флегматичным!

Я однажды работал в белорусском, или точнее с белорусскими корнями, ИТ-бизнесе – в компании ASBIS (владелец – Сергей Костевич). Это один из крупнейших дистрибьюторов компьютерных компонентов и производитель компьютерной техники под собственными брендами Prestigio и Canyone. Компания имеет офисы в более чем 25 странах (но не в Англии и США).

В 2003-2004 годах я занимался cайтами Prestigio.ru и Prestigio.com. И хотя тогда это был сайт про ЖК-мониторы и ноутбуки, а теперь – про флэшки и планшетники, все равно преемственность видна, его можно показывать в портфолио.

Но вообще-то о белорусских ИТ-персонах практически ничего не слышно – даже в жанре «утечки мозгов».

Поэтому ожидаю, что хотя бы эта весенняя конференция будет соответствовать мне по темпераменту.
Насколько можно понять по списку докладчиков, ставка сделана не на ораторов, не на тренеров, а на высококлассных специалистов. Причем из Рунета. При этом полностью отсутствуют игроки RTB-рынка – вероятно, для Байнета это «overqualification».

Я приезжаю на все четыре дня: наверное, будет интересно, особенно в SEO-день.
x