Группа компаний Webcom Media: Минск, ул. Скрыганова, 6а, 4 этаж.

16.10.2013

Безналичный расчёт в рознице: готовы ли белорусы?

Предлагаем вам ознакомиться с исследованием, проведённым группой компаний SATIO, с целью выявить готовность белорусов и белорусского бизнеса к увеличеню доли безналичного денежного оборота. Данная статья будет интересна как для потребителей, так и владельцев бизнеса.

Ольга Фаблинова, руководитель проектов Группы компаний SATIO.

В Беларуси к 2016 году запланирован переход к увеличению доли безналичного денежного оборота в сферах розничной торговли и услуг – до 50%. Какова готовность белорусов на старте предстоящих изменений?

В мае 2013 года сотрудниками Группы компаний SATIO был проведён опрос среди жителей областных центров Республики Беларусь в возрасте 18-65 лет. Целевой аудиторией исследования выступали люди, которые либо имели зарплатную карту (94,3% опрошенных), либо счёт в банке (21,7%).
Согласно результатам исследования, более половины владельцев платежных карт (67,1%) пользуются картами Беларусбанка (рис.1).
 

Рис. 1 – Распределение ответов респондентов о банке-эмиссионере платёжных карт

Среди марок платёжных карт лидируют «Виза» (66,2%) и «Белкарт» (53,2%).

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь № 246/4 от 1 апреля 2013 года утверждён план совместных действий государственных органов и участников финансового рынка по развитию в Республике Беларусь системы безналичных расчётов по розничным платежам на 2013 – 2015 годы, который позволит увеличить долю безналичного денежного оборота в розничном товарообороте организаций розничной торговли и долю безналичного денежного оборота в объёме платных услуг населению к 1 января 2016 г. до 50 процентов.

На начальном этапе реализации поставленного плана, несмотря на высокий процент держателей пластиковых карт среди белорусов, покупка товаров/ услуг, как правило, осуществляется за наличные средства (табл. 1)

Таблица 1 – Формы оплаты товаров/ услуг респондентами
  Наличные средства (%) Зарплатная карта (%) Другие способы оплаты* (%)
Продукты питания 53,4 41,2 5,4
Оплата коммунальных платежей, аренды или залога 59,4 33,1 7,5
Одежда, обувь, аксессуары 70,6 24,1 5,3
Здоровье, спорт 80,4 14,7 4,9
Рестораны, кино, театры 82,3 14,3 3,4
Путешествия 82,2 11,5 6,3
Электроника и товары для дома 63,5 28,1 8,4
Другое 66,2 26,3  7,5
*– дебетовая карта, кредитная карта, банковский перевод, услуги почты и т.д.

Низкой популярностью у населения пользуются и услуги дистанционного банковского обслуживания, в частности – услуги Интернет-банкинга (рис. 2).



Для справки: услуги дистанционного банковского обслуживания в Республике Беларусь оказывают 24 банка, из них 23 – предоставляют услуги Интернет-банкинга, 16 – мобильного банкинга, 13 – SMS-банкинга.





Рис. 2 – Использование услуги Интернет-банкинга

Кроме того, только 20,2% опрошенных считают возможным использование счёта мобильного телефона как альтернативы платёжной карте для совершения покупок (выбрали варианты ответа «очень вероятно»/ «вероятно») – рис. 3.
 
Рис. 3 – Вероятность использования счёта мобильного телефона в качестве альтернативы платёжной карте

Таким образом, население в возрасте 18-65 лет демонстрирует низкий уровень культуры использования безналичной формы оплаты при осуществлении покупок товаров/услуг. На вопрос о том, как изменилось бы использование карт респондентами в случае, если бы за это им предоставлялись бонусы или баллы, более трети (37,6%) ответили, что использовали бы карты в значительно большей степени. Ещё 29,4% указали, что стали бы пользоваться платёжными картами «немного больше».
Белорусы чаще готовы открыть платёжную карту, предлагающую скидки в местах продаж (63,3% опрошенных) – рис.4.
 
Рис. 4 – Распределение бонусов, которые могли бы замотивировать респондентов открыть платежную карту

В целом можно говорить о том, что, несмотря на недостаточно высокий уровень использования населением безналичных форм оплаты покупок, имеется потенциал для его увеличения: белорусы готовы использовать платёжные карты чаще в случае предоставления пользователям карт определённых преимуществ в виде скидок, бонусов и т. п. При этом к использованию мобильного телефона как альтернативы платёжной карте для совершения покупок население относится более скептически. Увеличение безналичных операций также возможно за счёт увеличения количества пользователей услуги Интернет-банкинг. Однако в этом случае необходимо не просто позиционировать эту услугу как безопасную и удобную, но также учитывать специфику использования Интернета в целом в зависимости от социально-демографических характеристик личности.

Методология исследования: выборочная совокупность  – многоступенчатая, на первом этапе стратифицированная пропорционально структуре населения, проживающего в регионах проведения исследования, на втором этапе собственно случайная по методу маршрутной выборки; объём выборки – 750 респондентов; метод сбора информации – личное интервью по месту жительства респондентов; допустимая ошибка выборки не превышает 3,58%.
x