Группа компаний Webcom Media: Минск, ул. Скрыганова, 6а, 4 этаж.

22.06.2010

Нужно создавать не белорусскоязычную, а белорусскоментальную рекламу

В прошедший четверг, 17 июня, известные представители блогосферы, культурные деятели, представители рекламной отрасли и оргкомитета фестиваля белорусскоязычной рекламы Adnak! рассуждали на тему «Так что же такое реклама на белорусском языке? Мода, дань истории, маркетинговая фишка или рациональный и хорошо спрогнозированный шаг?».

Во встрече приняли участие:


Игорь Ворошкевич
, группа «Крама»;
Михаил Дорошевич, руководитель проекта Gemius Belarus и E-belarus;
Алена Маковская, координатор общественной культурной компании «Будзьма беларусамі!»;
Виктор Малишевский, популярный блогер, финалист ежегодного всемирного конкурса The Best of Blogs;
Адам Глобус, писатель, блогер;
Дмитрий Сурский, председатель Белорусского союза дизайнеров;
Евгений Липкович, один из наиболее известных блогеров в Беларуси;

Также активно присоединились к обсуждению:
Олег Хоменко, группа «Палац»;
Андрей Эзерин, руководитель коммуникативного агентства EZERIN’COM.

Такой состав участников встречи был обусловлен, в первую очередь, основной тенденцией, которую можно сегодня увидеть в рекламе, – реклама постепенно уходит в интернет. В свою очередь, интернет-реклама все чаще и чаще появляется в социальных медиа и интернет-сервисах, где люди ведут свои авторские колонки, блоги или просто общаются.

Именно по этой причине организаторы фестиваля решили встретиться и поговорить с известными белорусскими блогерами.

Разговор проходил в формате ток-шоу: интересно, горячо, частенько сменялась тема разговора, чуть не произошла драка, но как результат можно сказать:

1.Реклама на белорусском языке – экзотика.
2.Аудитория рекламы на «мове» – молодые белорусы.
3.Если бы государство давало какие-либо преференции для рекламы на белорусском языке – ее стало бы больше.
4.Пиарщикам не всегда интересно работать на белоруском языке
5.Движения в сторону белорусского языка не будет, пока «сверху» не начнут разговаривать на нем.

Что такое белорусскоязычная реклама?

Игорь Ворошкевич считает, что «реклама по-белорусски – это экзотика». Поэтому она не так противна для потребителя во время игры любимой спортивной команды, чем не на белорусском языке. Это как минимум должно заинтересовать потенциальных рекламодателей.

Андрей Эзерин, руководитель коммуникативного агентства EZERIN’COM, рассматривает возраст как фактор восприятия рекламы. Он считает, что «те, кому сегодня 20-25, рекламу воспринимают совершенно спокойно. У них нет такого бурного отторжения, как у старшего поколения. Задача состоит в том, чтобы это информационное поле было более высокого качества».

Рекламист Дмитрий Войновский считает, что «для тех, кто появляется сейчас на свет, реклама – это субкультура, которая учит их, как ходить, как общаться, как одеваться. Этому никак нельзя противостоять. С этим нужно жить. И жить качественно».

Но что же все-таки с белорусскоязычной рекламой?

Креативный директор рекламного агентства Smart Group Ogilvy Belarus Влад Савельев высказал следующую точку зрения: «Тяжело все-таки белорусский язык продвигать в рекламе. Не каждый рекламодатель хочет использовать ее. Недавно в нашей практике был такой пример: на большом предприятии проводились исследования фокус-группы и результаты показали, что белорусы не так воспринимают рекламу, как россияне. Поэтому необходимо делать свою рекламу, не адаптировать российскую, а снимать свои ролики, ориентированные именно на белорусов».

И тут же добавил Андрей Эзерин, руководитель коммуникативного агентства EZERIN’COM: «Делать белорусскоязычную рекламу – это только полдела. Необходимо создавать не белорусскоязычную, а белорусскоментальную рекламу».

Дмитрий Сурский, председатель Белорусского союза дизайнеров, добавил, что «если бы государство давало какие-либо преференции при использовании белорусскоязычной рекламы, то рекламы на «мове» стало бы больше».

В течение встречи из зала прозвучал вопрос, из-за которого чуть не началась драка. Филипп Чмырь, представитель рекламного агентства Forte Grey и лидер известной группы Drum Ecstasy: «Да кому она вообще нужна, белорусскоязычная реклама?», – попытался подтолкнуть гостей к обсуждению серьезной темы Филипп. Но этот вопрос не прошел незамеченным, и сидящие в президиуме гости даже не успели попытаться на него ответить: «Я потребитель, которому нужна реклама на белорусском языке», – резко ответил Дмитрий Савка.

Представитель Института PR Ирина Антонова отметила, что «за историю Института PR мы не сталкивались ни с одним случаем, чтобы к нам приходили и просили сделать что-либо на белорусском языке». Все дружно подчеркнули, что пиарщик должен предлагать и сам. Если он белорус, то почему бы и не предлагать белорусский язык. Но не всем рекламным агентствам и пиарщикам это, видимо, интересно.

Алена Маковская, координатор общественной культурной компании «Будзьма беларусамі!»: «Опрос, проведенный в рамках кампании «Будзьма!» лабораторией «НовАК», свидетельствует о желаниях потребителей: 37% респондентов сказали, что реклама должна быть в большинстве своем на белорусском языке. Но если же отойти от языкового вопроса, то 70% опрошенных высказались за то, чтобы реклама была сделана с учетом белорусской ментальности и связана с белорусскими культурными и другими продуктами».

Олег Хоменко, лидер группы «Палац», пробрался к президиуму и обобщил, почему белорусского языка мало как в рекламе, так и в общем по стране: «Я нашел ответ у Якуба Коласа: как только наши начальники заговорят по-белорусски, дела сразу же пойдут лучше.».

Напоминаем, что 15 мая стартовал Первый фестиваль белорусскоязычной рекламы Adnak! при информационной поддержке группы компаний Webcom Media®. Он станет своеобразным микроисследованием, которое добавит рекламистам и заказчикам рекламы уверенности, что реклама «на мове» работает эффективно.

До окончания приема работ на Фестиваль остается ОДИН ДЕНЬ – прием работ заканчивается 23 июня. У тех, кто еще думает принять участие в Фестивале, осталось совсем немного времени. Участие в Фестивале абсолютно бесплатное.

В состав жюри Фестиваля белорусскоязычной рекламы Adnak! вошли представители рекламных агентств, продакшн-студий, крупных белорусских и зарубежных компаний, известные люди из сферы бизнеса и культуры.

Работы, исполненные на белорусском языке, будут оценивать не только профессиональные игроки рекламного рынка, но и потенциальные клиенты и заказчики, те, кто заинтересован в размещении рекламного продукта своих брендов с использованием белорусского языка.

Принять участие в Фестивале очень просто. Подробности об условиях читайте на сайте Фестиваля в разделе «Умовы ўдзелу».








x