Группа компаний Webcom Media: Минск, ул. Скрыганова, 6а, 4 этаж.

Специалист по web-usability – боец невидимого фронта


Что такое usability engineering?

Часто ли вы, бродя по Сети, обращаете внимание на то, насколько качественно структурирована информация на сайте и насколько удобно устроена навигация? Думаю, что нет. Обычно мы обращаем внимание на дизайн, когда он сделан «криво», а на навигацию – если ничего не удалось найти. А ведь если сайт не поможет быстро решить вашу задачу, то вы вряд ли когда-нибудь снова обратитесь к такому ресурсу... А между тем, существует целый «клан» профессионалов, чья работа нацелена на то, чтобы сделать ваше пребывание в Интернете как можно более комфортным и успешным. Это специалисты по web-usability.
 

Что такое usability engineering?

Это прикладная дисциплина, которая исследует и помогает учесть при разработке продукта – например, веб-сайта или программы – так называемый человеческий фактор, то есть психологические, социальные, физиологические и другие особенности пользователей продукта. Цель usability – сделать продукт максимально доступным, удобным, комфортным, полезным и эффективным, то есть максимально повысить потребительские свойства, качество продукта, а значит, и его конкурентоспособность.
 

Базовое образование специалиста

Поскольку специалист по web-usability (далее будем его называть «исконно русским» словом юзабилист, или юзабилити-инженер, или ю-инженер) должен учитывать человеческий фактор, то образовательный бэкграунд у него должен быть, несомненно, гуманитарный – из сферы прикладных наук о человеке. Идеальный вариант – инженерная психология или эргономика. Прикладные антропологи, этнографы и социологи также могут выполнять отдельные работы, связанные с юзабилити-исследованиями.
 
С другой стороны, поскольку данная специальность все-таки инженерная, юзабилист должен хорошо разбираться в современных технологиях производства программного обеспечения, понимать основы создаваемой информационной архитектуры, быть на «ты» с компьютером и уметь разговаривать с разработчиками на их языке.


Роль юзабилити-инженера в процессе проектирования

Юзабилити-инженер играет роль своего рода «мостика» между программистом и пользователем, web-дизайнером и посетителем сайта.

Юзабилист исследует деятельность пользователя еще на этапе предпроектного анализа. Он формализует пользовательские задачи в виде алгоритмов или описаний бизнес-процедур. Для подобного рода ю-исследований юзабилисту необходимо владеть методами сбора и анализа информации о предметной области, о пользователе, его деятельности и его рабочем окружении. Это так называемые полевые методы исследования: интервью, анкетирования, опросы, наблюдения и пр.

Следующая задача юзабилиста – трансформация описанных процедур сначала в концептуальную схему пользовательского интерфейса, затем в спецификации для программистов и дизайнеров и, наконец, в разработку руководств и стандартов по проектированию.

На этапе детального проектирования юзабилист создает макеты (прототипы) пользовательского интерфейса: готовит эскизы экранных форм, определяет форматы отображения, навигацию, структуру меню, технику и средства взаимодействия пользователя с продуктом и многое другое. Подобная работа требует как владения техническими средствами для разработки подобных прототипов, так и знания множества эргономических требований и рекомендаций по проектированию пользовательских интерфейсов. Подготовленные макеты вместе со спецификациями передаются разработчикам, которые будут воплощать пользовательский интерфейс в жизнь.

Для того чтобы оперативно опробовать разрабатываемые макеты на будущих реальных пользователях, юзабилити-инженер может использовать технику быстрого прототипирования (rapid prototyping). Она дает ему возможность на основании результатов проведенных экспериментов (usability testing) внести необходимые коррективы в проект ещё до начала реализации пользовательского интерфейса.

На этапе тестирования (как внутреннего, так и внешнего) юзабилист проводит полноценную эргономическую экспертизу проекта, которая организуется с участием как реальных пользователей, так и экспертов по эргономике. В ходе этой экспертизы дается оценка таким важным потребительским критериям, как удобство пользовательского интерфейса, эффективность решения пользовательских задач, продуктивность работы и субъективная удовлетворенность пользователя, а также ряду других. Наряду с качественными оценками результатом эргономической экспертизы является перечень модификаций, рекомендаций и проектных решений, которые призваны разрешить выявленные эргономические противоречия и повысить usability-качество продукта.

Наконец, на этапе сопровождения проекта ю-инженер организует сбор и анализ пользовательских отзывов о качестве работы созданной системы. Практический опыт, накопленный в ходе разработки, ю-инженер фиксирует в соответствующих проектных документах – руководствах и стандартах по ю-проектированию.


Юзабилити-специализации

Поскольку объём работ по ю-исследованиям и ю-проектированию велик и разнообразен, в сфере юзабилити как отдельной отрасли инженерной деятельности вполне оправдана производственная специализация. По сути, полный цикл юзабилити-проектирования способна выполнить лишь грамотная юзабилити-команда под руководством опытного юзабилити-менеджера.

Здесь представлен список основных специализаций в области юзабилити и перечислены работы, выполняемые специалистами. Конечно, в реальном проекте каждому разработчику зачастую приходится исполнять сразу несколько из этих ролей, а в некоторых производственных циклах отсутствуют работы по той или иной специализации.

  • Юзабилити-менеджер

Руководитель юзабилити-группы. Организация прикладных исследований и проектирования. Постановка задач разработчикам, их курирование и консультирование. Планирование проектирования и распределение ресурсов. Концептуальное проектирование. Взаимодействие с руководством проекта, менеджерами других проектных подразделений.

  • Юзабилити-аналитик

Владение методами сбора информации. Анализ разноплановой информации, собранной разработчиками, подготовка аналитических отчетов и рекомендаций для проектировщиков, формулирование проектных эргономических требований.

  • Юзабилити-эксперт

Владение методами эргономической экспертизы и ее организация. Оценка пользовательского интерфейса. Формирование наборов проектных эргономических требований. Разработка замечаний, рекомендаций по повышению эффективности и удобства использования. Создание проектных решений, улучшающих потребительские свойства продукта.

  • Эргономист-проектировщик

Владение методами эргономического проектирования, организация процесса проектирования. Проектирование с учетом человеческих факторов.

  • Специалист по полевым методам (инженерный психолог, этнограф, социолог)

Работа с реальными или потенциальными пользователями непосредственно на их рабочимх местах, исследование предметной области с точки зрения пользователей. Сбор и анализ данных (интервью, анкетирование, опрос, анализ рабочей документации, наблюдение, работа с фокус-группами и т. д.). В качестве примера можно привести опрос домохозяек на тему, что они любят покупать в интернет-магазинах, а что нет и почему, какой магазин удобнее, а какой нет, и пр.

  • Технический писатель

Разработка проектной документации, стилевых руководств, стандартов проектирования и пр. Разработка пользовательской документации: руководств, справок, глоссариев, индексов, учебных пособий, рекламно-информационных материалов и пр. Разработка эргономических требований к написанию документации, а также правил и приемов оформления документа.

  • Юзабилити-тестер

Организация юзабилити-тестирования с привлечением реальных (потенциальных) пользователей. Это специально поставленные эксперименты, запланированные на определенной стадии проектирования. Их результаты трансформируются в проектные решения. Тестирование производится не только по продукту в целом, но и для принятия решения по выбору той или иной проектной альтернативы (реализация той или иной функции или интерфейсного решения/элемента). Например, определяется, какая метафора для конкретного магазина лучше работает:- «Корзина покупок» или «Портфель заказов».

  • GUI designer

Владение методами и средствами проектирования пользовательских интерфейсов, эргономических требований и рекомендаций по проектированию пользовательского интерфейса (стандартов и руководств по проектированию). Разработка концептуальных и детальных прототипов, стиля и элементов визуального дизайна, проектных спецификаций пользовательского интерфейса. Поиск технических компромиссов.

  • Специалист по обучению пользователей

Разработка учебного курса по обучению профессиональному пользованию системой. Организация процесса обучения.

 
Юзабилити у нас и Usability них

Если вы наберете в поисковике Google заветные слова «web usability», то получите обширный каталог релевантных ресурсов, «отобранных вручную». К сожалению, русскоязычных ресурсов среди них вы не обнаружите. «Яндекс» в этом смысле вам тоже сильно не поможет.

Оказывается, что в России usability-специалист– профессия редкая. С одной стороны, профессия дефицитная (грамотных специалистов единицы), а с другой – «нераскрученная», не пользующаяся спросом.

Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить спрос и предложение на зарубежной доске объявлений www.ida.liu.se/~miker/hci/jobs/ или на сайте профессиональной ассоциации юзабилистов www.upassoc.org/html/job_bank.html со спросом и предложением на единственной русской бирже, котирующей юзабилистов, www.job.design.ru


Каковы же причины такого положения?

1. Финансовые. Эргономика – штука дорогая. Держать юзабилиста в штате (тем паче команду юзабилистов) далеко не каждому проекту по карману. Многие проекты создаются по принципу «Лишь бы работало». Эффект от улучшения потребительских качеств продукта неочевиден, трудно измеряем. Лучше сэкономить на разработке.

2. Культурные. Ну, не принято у нас заботиться о клиенте. Совковый менталитет. Пускай пользователь мучается – ведь это ему нужно. А разработчики выполнят свою работу формально, по минимуму.

3. Технологическое отставание. Специалист по юзабилити по умолчанию включается в проект, разрабатываемый для людей. Так велит технология производства. Важность учета человеческого фактора не оспаривается. Проблема в том, что софтверное производство в России только начинает вырастать из детских штанишек, многие проекты разрабатываются кустарно, келейно. Переход от кустарного производства к массово-индустриальному создаст спрос на данных специалистов, а в ответ возникнет и предложение.

Как мы видим, все три проблемы легко лечатся временем. Объемы производства и технологии будут расти, и через несколько лет в России наступит бум спроса на юзабилити-услуги. Готовы ли мы к нему?


Профессиональные юзабилити-сообщества

За рубежом есть несколько крупных профессиональных сообществ, объединяющих десятки тысяч специалистов в области эргономики и юзабилити, например Usability Professional's Association (www.upassoc.org). Специалисты организуют конференции, обучение, разрабатывают стандарты, методологию проектирования, организуют биржу труда, профессиональное общение и т. д. Ссылки на другие сообщества содержатся на www.usability.gov/links/index.html.

Что касается России, то профессионалов в области эргономики и юзабилити у нас значительно меньше – всего несколько десятков. Однако интерес к данной области растет. Сайт www.usability.ru – это место, вокруг которого формируется профессиональное сообщество российских юзабилистов. Профессионалы общаются на форуме, организуют очные семинары и курсы повышения квалификации, обмениваются знаниями, размещают статьи, ведут просветительскую и агитационную деятельность по ликвидации юзабилити-безграмотности.

Аудит вашего сайта, проведенный сотрудниками Webcom Media, поможет сделать ваш продукт максимально доступным, удобным и эффективным.

Источник: www.usability.ru


x