Группа компаний Webcom Media: Минск, ул. Скрыганова, 6а, 4 этаж.

Карта сайта: нужна ли она?


Быть или не быть карте сайта?  Карта сайта как наиболее посещаемый раздел. Как создать логичную систему навигации и избежать дублирования информации?
 

Любая человеческая деятельность подразумевает приверженность определенным стереотипам поведения в конкретных ситуациях. Процесс планирования и разработки Интернет-проекта не является исключением из правил и сопряжен с использованием ряда функциональных возможностей, в некотором роде ставших стандартными практически для любого веб-сайта. Карта сайта – один из наиболее красноречивых тому примеров.


Вопросы целесообразности

Прежде всего, дадим формулировку понятию «карта сайта». Карта сайта – это функциональный компонент Интернет-проекта, предназначенный для четкой логической структуризации содержания веб-сайта. Другими словами, с помощью карты сайта можно значительно облегчить труд посетителя по исследованию составных документов Интернет-проекта. Возможно, вы спросите: «А как же навигационная система? Ведь именно она создается в качестве некоего путеводителя по разделам сайта?» Безусловно, роль системы навигации сложно переоценить: не будь на сайте интуитивно понятной и удобной навигации, пользователь вовсе не стал бы находиться на таком ресурсе и более того – сформировал бы в своем сознании стойкий негативный имидж проекта.

Отсюда следует первое важное заключение, многократно подтвержденное практикой: «Наличие карты сайта – следствие многоуровневой системы навигации». Поэтому в данном случае целесообразность разработки карты сайта зависит именно от того, насколько сложной структурой обладает система навигации.


Многоуровневая навигация

Мы нередко встречаем веб-сайты, использующие двух-, трех- и более уровневую вложенность навигационного меню. В большинстве случаев такой подход продиктован большим объемом информации, который необходимо донести до потенциального клиента или пользователя – причем, в простой и понятной форме. Один из вариантов – разбить конкретный информационный раздел на несколько частей, присвоив им соответствующие наименования и смысловую направленность. Это второй уровень навигации. Теперь попробуем усложнить ситуацию. Допустим, у нас есть раздел «Контакты», который включает в себя еще три подраздела: «Телефоны», «Карта проезда» и «Обратная связь». Последний, в свою очередь, содержит ссылки на почтовую форму, форум и ICQ-аккаунт менеджера-консультанта. Таким образом, получается третий уровень навигации. В ряде случаев вложенность может быть гораздо больше (например, в описании товаров и/или услуг: «Товары > Программное обеспечение > Freeware > Интернет-приложения > Почта» и т.п.), что приводит к добавлению дополнительных пунктов навигационного меню.

Все это уводит посетителя с начальной точки путешествия по сайту: уже через пару минут он может попросту «заблудиться» в закоулках Интернет-ресурса. Во избежание подобной ситуации на сайте в обязательном порядке должны присутствовать следующие вспомогательные функциональные возможности:
 

  • Навигационная «крошка»
Присутствие в верхней части окна браузера (в видимой посетителю части экрана) гипертекстовой навигационной строки, например:

» Почта » Интернет-приложения » Freeware » Программное обеспечение » Товары

Данный пример показывает, что посетитель находится в подразделе «Почта», но в любой момент может воспользоваться соответствующей ссылкой (на примере выделены подчеркиванием) и перейти на нужный ему уровень навигации родительского раздела (которым в нашем случае будет являться «Товары»).
 

  • Дублирование верхних уровней меню и остальных разделов первого уровня
Совмещение навигационной «крошки» (возможности быстро перемещаться между уровнями навигации родительского раздела) и остальных пунктов навигационного меню первого уровня, например:

» Почта » Интернет-приложения » Freeware » Программное обеспечение » Товары
 

ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ: Услуги :: Прайс-лист :: Заказ online :: Помощь :: Контакты

Запутанная навигация
Второе (не менее важное) заключение можно сделать с помощью следующего примера. Существует некий абстрактный сайт, который содержит три раздела: «Товары», «Услуги» и «Заказ online». При определенных обстоятельствах вспомогательные подразделы, входящие в состав названных разделов первого уровня, могут пересекаться и более того – дублировать друг друга:
 
Раздел «Товары»:

Раздел «Услуги»:

Раздел «Заказ online»:

» Общая информация
» Каталог товаров
» Прайс-лист
» Бланк заказа
 
» Общая информация
» Каталог услуг
» Прайс-лист
» Бланк заказа
 
» Каталог товаров и услуг
» Корзина
» Оформление заказа
 
При таком построении системы навигации посетитель может запутаться в предназначении тех или иных пунктов меню, схожих по смыслу, но логически относящихся к разным разделам первого уровня. Подобная запутанная структура меню, конечно, не делает чести разработчикам, однако, надо признать, что в ряде случаев такое пересечение может быть вызвано различными соображениями или требованиями, обсуждение которых находится за пределами компетенции исполнителя Интернет-проекта (например, пожелание заказчика, требование инвестора и пр.).

Отсюда можно сделать второе важное заключение относительно целесообразности присутствия карты сайта: «Наличие карты сайта – следствие запутанной системы навигации».

Обобщая сказанное выше, можно сделать следующий вывод: присутствие карты сайта может быть обусловлено двумя характерными особенностями структуры навигационного меню: многоуровневым строением и дублирующимися (пересекающимися) пунктами меню смежных разделов. В иных ситуациях карта сайта абсолютно не нужна и только отвлекает внимание посетителя, который ищет в разделе «Карта сайта» дополнительную функциональность.

Приведем простой практический пример, иллюстрирующий данное утверждение. Навигационное меню официального веб-сайта петербургской строительной компании «Экострой» содержит следующие разделы (в скобках указаны разделы второго уровня): «Услуги» (»Поставка комплектующих», «Экспертиза проекта», «Разработка проекта», «Строительно-монтажные работы», «Шеф-монтаж», «Оформить заявку»), «Фасады» (»Общая информация», «Вентилируемые фасады», «Мокрые» фасады»), «Мансарды», «Строительный магазин», «Полезная информация» (»Теплофизика», «Разное», «Интернет-ссылки»), «Вопросы и ответы». Как видно, структура меню достаточно простая, пересекающихся пунктов меню нет, уровень вложенности минимальный. Помимо этого, навигация построена по технологии Dynamic HTML и представляет собой открывающиеся перечни ссылок при наведении курсора на раздел первого уровня. Также предусмотрено постоянное присутствие навигационной «крошки». Все это позволяет посетителю быстро перемещаться по всем пунктам меню из любой точки сайта. Однако, несмотря на высокую функциональность и гибкость навигационного меню, на сайте есть раздел «Карта сайта», содержание которого на 95% повторяет совокупность пунктов меню всех вместе взятых разделов, доступных пользователю без перезагрузки страниц проекта (оставшиеся 5% частично компенсируют недостаточность карты сайта некими дополнениями отдельно взятых разделов). В целом, реализация карты сайта выполнена на чрезвычайно низком уровне и не может удовлетворять потребности посетителей в функциональности (согласно статистике сервера, «Карта сайта» входит в тройку наиболее посещаемых разделов).
 
Правильно составленная карта сайта имеет большое влияние при работе над поисковым продвижением сайта. Наши специалисты помогут досконально проработать структуру и провести работу над ошибками, если будет необходимо.

Источник: www.alpet.spb.ru


x