Поисковые системы — один из главных источников трафика. Любого предпринимателя интересуют цифры, поэтому на старте гонки за первые позиции руководители стараются определить бюджет на продвижение сайта. И сталкиваются с тем, что разобраться с математикой SEO непросто. В статье мы рассмотрим основные вопросы, которые касаются финансовой стороны поисковой оптимизации.

Что включает в себя продвижение сайта

Современное SEO — это давно уже больше, чем просто работа с ключами и закупка ссылок. Оно включает в себя такие процессы:

Бюджет продвижения сайта складывается из оплаты труда специалистов, стоимости программного обеспечения, расходов на закупку ссылок и т. п.

Основные проблемы при планировании SEO-бюджета

В других сферах, касающихся работы над сайтом, посчитать расходы и прогнозировать результат проще. В SEO дела обстоят иначе — здесь есть ряд специфических проблем.

Зависимость от поисковых систем. Ежедневно поисковики меняют алгоритмы. В подавляющем большинстве случаев изменения едва заметные, но время от времени вебмастера и оптимизаторы сталкиваются с серьезными обновлениями. В результате позиции сайтов тасуются и приходится подстраиваться под новую ситуацию, чтобы остаться в топе. Нестабильность — главная сложность при прогнозе бюджета.

Сложность расчетов. Сайты отличаются региональной привязкой, возрастом, объемом семантики, необходимой для эффективного продвижения. Чтобы проанализировать весь необходимый пласт информации, требуется время.

Непрямая зависимость результата от работы специалистов. Главная графа расходов — оплата труда. Клиент зависит не только от прихотей поисковиков, но и от компетенции оптимизаторов и подконтрольных им других наемных сотрудников.

Но эти проблемы решаются — спрогнозировать затраты на продвижение можно.

От чего зависит стоимость продвижения

Стоимость продвижения сайта зависит от многих факторов.

Регион продвижения. Google и Яндекс предоставляют возможность оптимизировать сайт под конкретную географию. В качестве геообъекта можно выбрать страну, область или конкретный населенный пункт. В каждом случае разные запросы пользователей и конкуренция по ключевикам, поэтому и стоимость продвижения зависит от региона. Там, где конкуренция высока, стоимость продвижения сайта в месяц будет заметно выше.

Объем семантики. Если опустить региональную конкуренцию по ключевым запросам и частотность фраз, то дешевле продвигать сайт, объем семантического ядра (СЯ) которого меньше. Логично, ведь объем работы над крупным интернет-магазином и малостраничной площадкой отличается на порядки.

Уровень конкуренции по запросам. Сайты одной тематики конкурируют за запросы. Чем больше в конкретной теме веб-ресурсов, тем больше усилий и вложений требуется для того, чтобы опередить соперников и занять лидирующие позиции.

Есть понятие частотности запросов — их делят на низко-, средне- и высокочастотные (НЧ, СЧ и ВЧ). Последние обходятся дороже, поскольку именно за них и идет основная борьба.

Возраст сайта. При прочих равных, проще и дешевле продвигать тот сайт, который старше. У поисковиков к возрастной площадке доверия больше, чем к той, которую создали месяц назад. Это справедливо и с точки зрения внешней оптимизации — для пятилетнего ресурса необходимо покупать меньше ссылок, чем для полугодовалого.

Техническая готовность сайта. Поисковые системы обращают внимание на технические аспекты площадок: например, корректное заполнение файла robots.txt, скорость загрузки страниц, ориентацию на мобильные платформы. Чем ближе сайт к требованиям поисковиков, тем дешевле обходится работа по этому пункту.

Поисковая система. В среднем, стоимость продвижения сайта в Яндексе и Google отличается незначительно. Но, заказывая оптимизацию, рассчитанную на обе системы, можно сэкономить до 50%.

Какие бывают схемы оплаты продвижения

Есть 5 основных вариантов формирования SEO-бюджета.

Фиксированный бюджет

На основе анализа определяют сумму, необходимую для эффективной ежемесячной оптимизации. По этой схеме решения о том, куда будут уходить средства, принимает специалист — заказчик в финансовые дела не вмешивается.

Преимущества:

Недостатки:

Этот вариант самый распространенный.

Открытый бюджет

Оптимизатор получает деньги за работу, но не имеет доступа к средствам на продвижение сайта — бюджетом распоряжается заказчик. Клиент самостоятельно заказывает услуги копирайтера и программиста, покупает ссылки. Схема подходит тем вебмастерам или представителям компаний, которые разбираются в SEO. В противном случае она теряет смысл.

Преимущества:

Недостатки:

Оплата за трафик

Клиент оплачивает посетителей сайта — остальное его не интересует. Если выбирают эту схему расчетов, то обычно ее комбинируют с вариантом фиксированного бюджета. Первые пару месяцев уходят на техническую оптимизацию ресурса, а уже после переходят к варианту оплаты за результат.

Преимущества:

Недостатки:

Оплата за позиции в поиске

По этой схеме продвижения сайта цена рассчитывается за позиции площадки по пулу запросов. Несколько лет назад по такому методу работать было проще. Сейчас вариант стал более сложным — даже если количество оплачиваемых запросов невелико (обычно несколько десятков), оптимизируют сайт по большому СЯ.

Преимущества:

Недостатки:

Оплата за лиды

Лид — это посетитель, который совершил какое-либо «коммерческое» действие на сайте: оставил заявку, подписался на уведомления, заказал обратный звонок. В каждом случае понятие лида оговаривается заранее.

Преимущества:

Недостатки:

Схема подходит в тех случаях, когда сотрудничество между оптимизатором и владельцем сайта уже имеет место. То есть, сформировались доверительные отношения и есть предпосылки для перехода на более выгодное взаимодействие.

Как формируется бюджет

Цена SEO продвижения сайтов определяется, исходя из анализа факторов, влияющих на результат. Полезно пользоваться таблицей — например, такой:

Изображение: Как формируется бюджет

Таблица отражает важность аспектов в контексте варианта оплаты.

К примеру, если техническая готовность сайта оставляет желать лучшего, не рекомендуется использовать какую-либо схему, кроме открытого бюджета, при котором инвестициями в SEO занимается клиент. Гарантировать результат для молодой площадки не стоит — согласно таблице, более всего подходят варианты «фиксированный» и «открытый».

Это упрощенная таблица — на самом деле необходимо анализировать больше факторов. Но эти основные: они уже показывают, на что стоит рассчитывать, а на что — нет.

Ошибки при формировании бюджета

Учет не всех факторов. Всего один весомый, но неучтенный, фактор способен изменить положение вещей. Например, если выбрать схему оплаты за лиды, но не решить проблему низкой скорости загрузки страниц, можно столкнуться с малой конверсией при большом трафике. В этом случае расчеты окажутся неверными, поскольку базировались на некорректной информации.

Неверный выбор схемы продвижения. Вы можете учесть все технические и маркетинговые аспекты, но не иметь опыта продвижения по тарифу с гарантией результата. А без должной квалификации гарантировать трафик, позиции или лиды в нестабильном SEO невозможно.

Излишняя экономия. Оптимизация будет малоэффективной, если не привести сайт в соответствие требованиям поисковых систем и маркетинговым правилам. Основные затраты приходятся на старт мероприятий — необходимо проделать большой объем работы. Дальнейшая стоимость в месяц поддержки и продвижения сайта ниже. Поэтому не стоит скупиться и игнорировать какие-либо пункты из списка задач, поставленных оптимизатором.

Калькуляция бюджета: своими силами или положиться на специалистов?

Какой вариант выбрать, зависит от вашей компетенции. Но в SEO столько подводных камней, что часто с арифметикой продвижения непросто справиться даже опытному оптимизатору. Продвижение растянуто во времени, поэтому оценить эффект от вложенных средств можно только спустя месяцы. Обидно, если эффект оказывается негативным.

Сотрудничество со специалистами может потребовать доверия с вашей стороны, но зато сэкономит время и деньги. Мы поможем разработать верную стратегию, основанную на грамотном аудите сайта и прогнозе расходов и результатов. Уже на этапе планирования вы узнаете, сколько будет стоить ваша поисковая кампания.

назад в раздел

Читайте статьи по теме:

Ежемесячная рассылка статей

Ежемесячная рассылка статей

Загрузка...