Группа компаний Webcom Media: Минск, ул. Скрыганова, 6а, 4 этаж.

Тактика и стратегия работы с внешними ссылками

Татьяна Зуенок


Продолжая рассматривать факторы, управление которыми может повысить релевантность страницы поисковому запросу, остановимся на внешних ссылках и их роли в оценке страницы. Острая конкуренция среди поисковых машин стимулирует их к постоянному совершенствованию качества поиска. Такая ситуация наряду с лавинообразным ростом Сети привела к тому, что на данный момент машины поиска пытаются при ранжировании страниц анализировать более 80 критериев. Среди многообразия факторов, влияющих на релевантность, особое место занимает ссылочная структура сайта.

Используемый большинством поисковиков алгоритм анализа ссылок учитывает количество входящих и исходящих ссылок на сайте, их авторитетность, а также тематическую последовательность ресурса. Входящие и исходящие ссылки – это два независимых направления оптимизации ресурса. Однако работать с ними необходимо одновременно и согласованно, т.к. возможности одного метода нивелируют возможные недостатки и, в свою очередь, усиливают положительные возможности другого.

При ранжировании сайтов для учета их авторитетности Яндекс использует методику расчета взвешенного индекса цитирования. Если индекс цитирования – это количество сайтов, которые ссылаются на исследуемый, то взвешенный индекс цитирования – это индекс цитирования, пересчитанный с учетом популярности ссылающихся сайтов. Т.е. при обработке этого параметра поисковые системы учитывают не только количество ссылающихся сайтов, но и их вес, а также качество ресурсов, которые ссылаются на эти сайты. Анализируется цепочка, состоящая из трех и более взаимосвязанных ресурсов, и учитывается влияние, оказываемое ими друг на друга. Поэтому, как утверждают разработчики алгоритма Гугла, оптимальный вариант для продвигаемого сайта – «быть в хорошей компании». Т.о., если на сайт стоит ссылка, то поисковая машина считает, что другой сайт рекомендует его по той фразе, которая заключена в ссылке.

Гугл для ссылочного ранжирования использует свой коэффициент – PageRank, характеризующий важность страницы. Ссылочное ранжирование – это влияние текстовой ссылки чужого сайта на релевантность страницы по поисковым запросам, содержащимся в тексте ссылки. Т.е., чем авторитетнее ресурс, на котором размещена ссылка, тем больше она увеличивает PageRank страницы, на которую ссылается. Распределение цитируемости между страницами, т.е. коэффициента PageRank, является фактором, которым может управлять оптимизатор. Главное, четко продумывать стратегию внешних ссылок и тщательно оптимизировать ссылочную структру сайта.

Кроме того, большинство  крупных поисковиков, определяя весомость ссылки, всегда смотрят на схожесть контента. Если связанные сайты не близки по тематике, то  ссылке придается очень низкое значение или ее вклад в рейтинг страницы вообще обнуляется.

Подробно рассмотрим, каким образом оптимизатор может манипулировать внешними ссылками. Итак, лучший способ получить множество входящих ссылок – это регистрация в каталогах. Именно с этого и надо начать, стараясь выбирать каталоги, не требующие установки обратной ссылки. Оптимальным вариантом будет размещение в каталоге не просто ссылки, представляющей URL ресурса, а текстовой ссылки, содержащей самые важные ключевые слова, под которые оптимизирована регистрируемая страница. Например, внешняя ссылка PromoWebcom – поисковая оптимизация, продвижение сайта, интернет-реклама будет более полезна для повышения релевантности страницы, чем традиционная: www.promo-webcom.by.

Если возможность описать содержимое ссылки текстом не предусмотрена на данном ресурсе, то скрасить этот недостаток можно заполнением тега описания ссылки (аналог тега альтернативного текста для изображения):
www.promo-webcom.by

После, когда ресурс выйдет из разряда новичков и займет определенную нишу в рассматриваемой предметной области, можно будет перейти ко второму наиболее сложному и трудоемкому этапу, требующему постоянного мониторинга, т.е. размещению внешних ссылок на других ресурсах.

Здесь стратегия действий оптимизатора снова разделяется на два направления. Образно их можно назвать, как контролируемое и хаосное. Сначала владелец сам выбирает сайты, на которых он хотел бы видеть ссылку на свой ресурс. При этом возникает вопрос, как и чем заинтересовать владельца другого ресурса. Обычно схема традиционна – это или взаимный линкообмен,  или копирование контента, который чаще всего представлен интересными тематическими материалами, статьи, уникальной информацией.

Второй способ более полезен, т.к. перекрестные ссылки практически не играют роли  в повышении ранга страницы, на которую ссылаются. Но специфические моменты ожидают оптимизатора и здесь. Причина заключается в том, что совершенствование качества выдачи заставляет поисковики для получения компактных и максимально релевантных результатов исключать из результатов идентичные документы. Метод, которым алгоритм машин вывода игнорирует сходный контент страниц, пока остается загадкой, т.к. срабатывает он не всегда одинаково.

В связи с этим может возникнуть такая ситуация. Например, для продвижения сайта на нем публикуются интересные статьи. Ресурс, который перепечатал статью и поставил внешнюю ссылку на страницу-источник, может оказаться в результатах выдачи намного выше, или вообще страница-источник может отсутствовать. Причина в том, что машина поиска может не включить страницу-копию в результаты выдачи.

Для борьбы с подобной «несправедливостью» можно предложить следующий способ. Страница, на которую перепечатывается статья, должна содержать ее модифицированный текст, который не нарушал бы авторских прав. Например, в статью можно добавить ремарки редактора или эксперта, сделать концевые ссылки на термины, значение которых будет истолковано в конце страницы и т.д. Можно разбить статью на несколько частей и разместить каждую часть на отдельной странице. Ссылку на следующую часть представить  не в виде «Часть 2» или «Продолжение», а включить в текст основные ключевые слова. Например, «2. Ссылочное ранжирование (анализ индекса цитирования)».

Следующая головная боль оптимизатора – это неконтролируемое появление внешних ссылок на продвигаемый сайт. Впечатление от этого процесса можно справедливо выразить известным изречением Пифагора: «Где нет числа и меры, там хаос и химеры». Правда относится оно к случаям, когда содержимое сайта активно перепечатывается, и количество внешних ссылок нарастает, как снежный ком.

Уже стало ясно, что внешние ссылки – это благо, но процесс их размножения должен быть под тщательным контролем. А чаще всего проблема кроется в тексте, которым представлен ресурс, расположенный под внешней ссылкой. Например, некоторый ресурс перепечатал статью и указал в качестве текста ссылки название компании-владельца сайта. Может возникнуть такая ситуация. Компания старательно оптимизирует одну из страниц своего сайта, предоставляющую информацию о ее деятельности и услугах, под ключевое слово, а именно, ее название. Цель ясна, набрав название компании в строке поиска, появляется нужная для клиента страница. Однако в данном случае вместо этой страницы поисковик с большой долей вероятности может выдать совершенно другие страницы, а именно те, на которых размещены статьи. Связано это с тем, что для машин поиска ключевые слова в тексте внешней ссылки могут оказаться важнее, чем ключевые слова в тексте оптимизируемой страницы.

Отсюда можно сделать такие выводы:

1. На странице, контент которой будет копироваться на другие ресурсы, обязательно указать, в каком виде будет представлена ссылка на ресурс-источник. Это должна быть текстовая ссылка, содержащая ключевые слова, под которые оптимизируется страница.

2. Избегать перекрестных ссылок, т.е. ссылок связывающих страницу-источник информации и страницу-приемник. Наилучший вариант – однонаправленная внешняя ссылка.

3. Необходимо контролировать, кто и как ссылается на оптимизируемую страницу. Желательно, чтобы страница с внешней ссылкой имела сходную с оптимизируемым ресурсом тематику.

4. Важно, где именно на странице расположена внешняя ссылка: чем выше к началу страницы, тем лучше. Поэтому ссылка на источник, расположенная в начале статьи может оказаться весомее при расчете релевантности, чем ссылка, расположенная внизу страницы. Если статья длинная, то пауки при индексации могут обработать только некоторую ее часть и не внести в индекс ссылку на источник.

5. Тщательно отслеживать возможность внешней ссылки быть проиндексированной поисковыми системами. Страница, размещая внешнюю ссылку, отдает странице-источнику некоторую часть своего PageRank. Значение этого коэффициента равномерно распределяется между всеми ссылками, размещенными на странице. Т.е., если на странице есть ссылки на внутренние страницы своего сайта и на внешние, то PR внутренних будет снижен. Владельцы  таких страниц прибегают к следующей уловке. В тег , содержимое которого не индексируется спайдерами, заключают внешние ссылки. Таким образом, поисковик их не видит, PR не уменьшается и не отдается чужой странице, а переходит в копилку внутренних страниц сайта.

6. На страницу-источник должна устанавливаться прямая ссылка, т.к. поисковики неадекватно реагируют на ссылки, обрабатываемые скриптами, апплетами и другими «вредными» для полноценной индексации технологиями.

7. Желательно, чтобы ссылающаяся страница, принадлежала полезному и раскрученному ресурсу с высокой посещаемостью. Такие поисковые монстры как Гугл, высоко оценят внешнюю ссылку с авторитетного ресурса и повысят положение страницы  в результатах поиска.

8. Для большинства поисковиков внешняя текстовая ссылка более эффективна, чем ссылка через баннер.

Если оптимизируемый сайт размещает внешние ссылки на другие ресурсы  на своих страницах, то соблюдение вышеизложенных правил будет также полезно. Считается, что если какой-либо сайт ссылается  на анализируемый, то поисковой машиной это будет воспринято как рекомендация этого сайта по тому запросу, который находится в тексте ссылки. Для оптимальной организации внешних ссылок на сайте, необходимо сделать отдельную страницу с названием «Полезные ресурсы», а не  «Ссылки», как это делается в большинстве случаев.

Когда избежать взаимного линкообмена невозможно, используется вариант, когда ресурс А, ссылается на В, В имеет ссылку на С, а С ссылается на А. Некоторые идут еще дальше, создавая своего рода сетевую пирамиду ссылающихся друг на друга сайтов. Однако чаще всего такой метод из-за сложности мониторинга за созданными сложными связями не дает желаемого результата.

Лучше, если внешние ссылки будут открываться в новом окне. Многие не согласны с этим требованием, аргументируя это тем, что пользователи должны знать команду контекстного меню «Открыть в новом окне». Однако не стоит надеяться на высокий уровень посетителей во владении возможностями браузеров и не упускать возможность оставить посетителя на сайте.

Среди сервисов по обмену ссылками наиболее популярен ресурс www.webmasteram.ru, регистрация сайта в каталоге которого позволит получать предложения от владельцев других сайтов. Чтобы узнать, откуда идут внешние ссылки на анализируемый ресурс, можно использовать такие запросы в строке поиска:

1. Яндекс: «#link="сайт.com*» или в «Расширенном поиске» выбрать «Искать страницы со ссылками на данный URL» и указать адрес сайта.
2. Google, AltaVista, AllTheWeb: link:www.сайт.com
3. HotBot и MSN: linkdomain:www.сайт.com
4. На сайте LinkPopularity.com, задав исследуемый URL, можно ознакомиться с результатами сгенерированными AltaVista и HotBot.

Желательно анализировать внешние ссылки, используя максимальное количество сервисов, т.к. результаты иногда значительно отличаются количеством ссылок. Так наибольшую статистику выдает AltaVista, а Google показывает только те ссылающиеся страницы, PR которых больше или равен четырем.

Таким образом, постоянный и тщательный анализ ресурсов, установивших ссылку на исследуемый сайт, должен быть неотъемлемым  этапом оптимизации.

Подведя итог изложенному материалу, можно сказать, что работа с внешними ссылками важна в двух аспектах. Чем больше ссылок будет указывать на сайт, тем быстрее будет проиндексирован ресурс полностью, а также чаще будет происходить его переиндексация различными пауками, приходящими на сайт по внешним ссылкам. Вторая причина уделять внешним ссылкам особое внимание – это учет поисковиками цитируемости страницы при определении ее места в результатах выдачи.


x